Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»

Светлана Счастливцева
Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»

«Конструирование из природного материала»

Цель:

— приобщение к изготовлению поделок из природного материала

— обучение практическим навыкам изготовления поделок из природного материала

Задачи:

• Направить усилия воспитателей для развития творческих

способностей у детей.

• Познакомить с видами и особенностями организации ручного труда.

• Обмен опыта.

Слайд № 1:

Что можно сделать из природного материала. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природнымматериалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природноймастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской — забавой, заполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — трудкропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. Дети часто приносят желуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают,обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Слайд № 2

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Слайд № 3, №4 (см. презентацию).

Слайд № 5

Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребенка.

При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.

Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки. Изделия из природного материала детей среднего дошкольного возраста очень просты. Это может быть зайчик, сделанный из пластилина, с ушками из крылаток клена или косточек финика; ежик с колючками из сухих иголок ели; мышка с хвостом и усами из веточки; поросенок или медвежонок с ушками из арбузных семечек или чешуек шишек; лодочка, черепаха, мышь или божья коровка из скорлупы грецкого ореха; грибок, шляпка которого сделана из высушенной половинки кожуры апельсина, а ножка выполнена из пластилина. Детали из природного материала соединяются кусочком пластилина.

Детали из шишек можно соединить приемом сцепления открытыми чешуйками, в место соединения, добавляется клей ПВА.

Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно. Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.

Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции( "Семья ежей", "Грибная полянка", "Птичий двор").

Слайд № 6

В старшей группе у детей возрастает интерес к конструированию, поэтому этот вид деятельности становится более содержательным, используется самый разнообразный природный материал.

Из одного и того же материала дети могут сделать самые различные поделки: так, из скорлупы яйца дети мастерят веселых поросят, птенчиков, лягушек, рыбок; из шишек — сову, ежика, черепаху и пингвина. Крылатки клена используются для лепестков ромашки, хвостиков рыбок, павлина, крыльев стрекозы, пропеллера вертолета.

Пластилин пригодится,как для выполнения основных деталей поделки: головы пингвина или ежа (туловище которых сделано из шишки, туловища стрекозы, шмеля (крылья выполнены из крылаток клена, так и для соединения деталей изделия (шляпки гриба из сухой кожуры апельсина или лимона с ножкой из еловой шишки, головы птички из лесного ореха с туловищем из сосновой шишки).

Несколько поделок дети могут объединить в несложные композиции: «Машенька и медведь», «Три медведя», «Чебурашка и крокодил Гена».

Начинать работу на занятии, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу. Кроме поделок, выполненных по образцу, в старшей группе начинают появляться работы, сделанные по замыслу детей. Так, на одном и том же занятии из желудей каждый из детей может выполнить собачку или поросенка, человечка или гусеницу. Творчество дети проявляют и в подборе разного материала для выполнения какой-либо конкретной поделки. Например, черепаху можно выполнить из скорлупы грецкого ореха или шишки, можно слепить из пластилина и дополнить природным материалом (горохом, мелкими камушками или ракушками).

Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на занятии игровых приемов и художественного слова.

Слайд № 7

Конструирование из природного материала в подготовительной к школе

группе. Умения по художественной обработке природного материала,

приобретенные в предыдущих группах, закрепляются и совершенствуются.

Поделки становятся более качественными, сложными по

своему содержанию, количеству деталей и природному материалу,

использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться

разные виды материалов. В этой группе дети могут познакомиться с приемами обработки новых видов природного материала (плетение поделок из соломки и травы, конструирование из сырых овощей).

Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны

полностью из природного материала, а пластилин используется

только для соединения деталей.

Кроме того, в подготовительной группе дети учатся выполнять

фигурки людей, животных из желудей, каштанов, свежих овощей,

соединяя детали заостренными веточками. Углубления в деталях

шилом делает сам педагог, а дети лишь заполняют их клеем и, вставляя

веточки или палочки, соединяют детали

В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению

заданий по замыслу. Детям предоставляется возможность

проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения

поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов

работы. Например, для проявления творчества на занятии детям

даются желуди, в которых сделаны проколы в разных местах, и

ребенок должен догадаться, в какую из них надо вставить соединительную

палочку, чтобы получилась задуманная поделка. Место

прокола на желуде может пометить ребенок фломастером заранее,

до занятия, в ходе подготовительной работы.

Не менее полезным является и различное оформление поделок мелкими деталями, делающими создаваемый образ более выразительным (шапочки, бантики из ткани или бумаги).

На занятиях, наряду с объяснением педагога, к показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.

Интерес к конструированию из природного материала поддерживается созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности ребенка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. O

Слайд № 8- 15

Что нужно для изготовления поделок?

Природный материал (желуди, шишки,каштаны, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, початки кукурузные, птичьи перья, ракушки).Для изготовления поделок также можно использовать овощи и фрукты, имеющие замысловатую, причудливую форму и цвет.

Сбор каждого вида природного материала и его хранение имеют свои особенности и секреты. Собирают природный материал, когда он созрел, так как некоторыйбудучи сорван недозревшим, при высыхании теряет свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала — лето и осень во время загородного отдыха, прогулок или экскурсий.

Шишки— плоды хвойных деревьев — очень разнообразны по форме, размеру, и любые из них пригодятся для поделок. Чешуйки шишек, собранных в дождливое время года и просто на влажной почве -закрыты, прижаты друг к другу, собранных сухим летом — раскрыты. Если необходимо сохранить шишку нераскрывшейся, ее чешуйки надо обильно смазать или опустить в жидкий столярный клей, в ПВА или лак и сушить в перевернутом виде, чтобы склеивающая жидкость затекла между чешуйками. В поделках часто используется скорлупа яиц и орехов (грецкого, лесного, кедрового, фисташки). Чтобы скорлупа яйца осталась целой, надо в сыром яйце тонким шилом или иглой сделать два отверстия с разных сторон и выдуть содержимое через отверстия, прополоскать скорлупу в мыльном растворе и высушить Скорлупа грецкого ореха хорошо смотрится в поделках, она пригодится для изготовления туловища человечков, птиц, фигурок животных и насекомых, елочных игрушек. Скорлупа мелких орехов незаменима для головы и ступней зверей, сказочных и лесных человечков. Раскрыть скорлупу грецкого ореха на две ровные половинки можно ножом, введя кончик ножа в основание ореха и осторожно повернув лезвие; скорлупа распадется на две половинки. Крупные желуди и каштаны хороши для выполнения туловищ человечков и животных, мелкие — для головы, а шапочки (плюски желудей) — для ступней ног, головных уборов и других мелких деталей. Свежие желуди и каштаны легко прокалываются шилом, сверлятся, режутся ножом, но склеить их друг с другом сложно. Для соединения деталей из этих материалов используется осевое крепление, как при соединении древесных грибов при помощи заостренных палочек. Долго пролежав, в сухом и теплом помещении желуди и каштаны высыхают и становятся твердыми, а их кожура хрупкой. Засохшие каштаны и желуди можно замочить на сутки в холодной воде, а потом еще сутки сушить в прохладном месте. В теплой воде держать нельзя, так как желуди потемнеют. Хранить желуди лучше в прохладном и влажном месте. Часто в поделках используется кора деревьев, она различна по своему внешнему виду, цвету, толщине, характеру поверхности. Кора используется как для создания самого изделия, так и подставок для отдельных игрушек и целых композиций из природного материала. Для мелких деталей поделки можно использовать: ягоды шиповника,рябины, мелкие корни, косточки фруктов, бобы, фасоль, горох, веточкиразличной формы, шишки рогозы, траву, мох, ракушки, птичьиперья, солому. Ценным дополнением в поделке из природного материала могут стать семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Собирать семена также лучше осенью. Пластилин в конструировании применяется для соединения частей поделки, выполнения отдельных деталей или в качестве основы, на которой крепятся мелкие детали из природного материала. Проволока, заостренные палочки или веточки необходимы для соединения частей поделки и для отделочных работ. Наиболее удобна медная проволока, она мягкая, гибкая и прочная. В работе с природным материалом используется клей ПВА, он хорошо склеивает детали и не изменяет внешний вид изделия. Для конструирования поделки необходимо иметь и простейшие инструменты: шило, небольшие ножницы, нож, крупную швейную иглу, простой карандаш, краски, кисточки. Таким образом, природный материал, который может быть использован в конструировании, очень разнообразен. Его художественные и изобразительные возможности широки. Правильный сбор и хранение позволит создать яркие и выразительные образы

Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:

-изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа);

- поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина);

- поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками;

- поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными палочками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги.

Слайд № 16 -21 (см. презентацию).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс коллективной работы «Домик для Волка» из природного и бросового материалаДетский мастер-класс коллективной работы «Домик для Волка» из природного и бросового материала Дети подготовительной группы ушли в школу, а пришедшие в группу дети шестого года жизни так увлеклись изготовлением домиков для поросят.

Конспект занятия «Конструирование из природного материала»Конспект занятия «Конструирование из природного материала» Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и.

Конструирование из природного материала «Рябиновые бусы для мамочки моей»Конструирование из природного материала «Рябиновые бусы для мамочки моей» Тема: «Рябиновые бусы». Цель: Формирование у детей конструктивных навыков при создании украшений из природного материала. Задачи: - учить.

Конструирование из природного материала в подготовительной группе «Травянчики»Конструирование из природного материала в подготовительной группе «Травянчики» Главная задача экологического воспитания – это воспитание доброты, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе. На современном.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей» Тема: «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста». Цель мастер – класса: Повышение.

Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление поделки из природного материала «Наш Лахта-центр»Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление поделки из природного материала «Наш Лахта-центр» При ознакомлении со своим родным городом мы всегда начинаем вспоминать и изучать достопримечательности нашего Приморского района. Рассматривая.

Мастер-класс из природного материала «Друзья для Мишки» для родителей и детей младшей группыМастер-класс из природного материала «Друзья для Мишки» для родителей и детей младшей группы Цель: Объединить и направить усилия воспитателей и родителей для развития творческих способностей у детей. Задачи: 1. Приобщать родителей.

Мастер-класс «Мишутка из природного материала»Мастер-класс «Мишутка из природного материала» Лето – благоприятная пора для развития воображения детей, обогащения их чувств и впечатлений. Это золотая пора сенсорного развития. А.

Мастер-класс по изготовлению осенней поделки из природного материала «Грибная полянка для зверей»Мастер-класс по изготовлению осенней поделки из природного материала «Грибная полянка для зверей» Осень дарит нам много возможностей для творчества и раздает свои щедрые дары. Мы с сыном, готовясь к конкурсу осенних поделок из природного.

Проект «Конструирование из природного материала» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Проект «Конструирование.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Конструирование из природного материала»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 14:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Конспект занятия по аппликации «Сумочка для мамы» с детьми первой младшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие» Направление: «Конструирование» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,...
Сценарий утренника для детей первой младшей группы «Приключения зайчика»,...
Дети входят в зал под музыку, в руках цветы. Ведущая – В этот яркий светлый день в зале мы собрались, Чтоб поздравить наших мам, очень мы старались. Пусть...