МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Работа со сказкой в детском саду»

Наталия Дементьева
Мастер-класс для воспитателей «Работа со сказкой в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей

«Работа со сказкой в детском саду»

Эпиграф: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

Василий Александрович Сухомлинский (выдающийся советский педагог)

Теоретическая часть

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Работа со сказкой в детском саду“» размещена в разделах

Ни для кого не секрет, что с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Модернизация образовательной системы в России изменила требования к ее качеству, что, соответственно, привело к изменению педагогической миссии.

Многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Поэтому, обучение детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

Для того, чтобы ребенок сказку лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Сегодня мы поговорим о некоторых приемах работы со сказкой.

Основные приемы работы со сказкой :

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка? ", "Кто из героев больше всего понравился и почему? ", "Почему герой совершил те или иные поступки? ", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке? ".

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".

3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

6. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели.

Практическая часть

Теперь я хотела бы перейти к практической части нашего мастер-класса.

Игровая ситуация: «Приемы работы со сказкой».

1. Викторина «Знаете ли вы сказки

«Узнай сказку по её отрывку» :

1. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

2. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

3. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

4. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

5. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

6. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

7. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

8. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

9. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке :

тур. “Отгадай меня”

Сказка 1

“Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые. ” (колобок)

Сказка 2

“Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился. Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул. ” (Теремок)

Сказка 3

“Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежала бы я на самом видном месте. ” (курочка Ряба)

Сказка 4

“Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь. ” (кот в сапогах)

Сказка 5

“Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать. ” (Золушка)

Сказка 6

“Для меня очень вредно столько находиться в воде. Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?. ” (Золотой ключик)

Сказка 7

“Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю. Зачем было через меня прыгать?. ” (Снегурочка)

Сказка 8

“Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта. ” (Сказка о золотой рыбке)

«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

Кощей-, Мальчик - … ., Елена -… ., Василиса-…., Братец - …., Иван-… ., Сестрица - … ., Крошечка - … .

Задание «Покажи свое отношение к герою»

Для того, чтобы выяснить, кому из героев сказки вы сопереживаете в том или ином эпизоде, предлагаю карточки-символы:

1. синий - мне жалко,

2. жёлтый - хочу помочь,

3. белый - справедливо,

4. чёрный - несправедливо.

1-я группа: сказка «Волк и лиса» : выразите свое отношение к волку. 2-я группа: сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» : отношение к Аленушке

Задание «Сочини новое окончание сказки».

Я предлагаю детям творческие задания, развивающие мышление и воображение:

1. К сказке «Лиса и журавль»

2. К сказке «Три медведя»

Задание «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций: радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций. Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

Практикум «Этюд»

Теперь я предлагаю вам этюд для выражения своих эмоций. Для этюда возьмем небольшой отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище». Я предлагаю проговорить фразу с различной интонацией (Грустно, весело)

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую»

Релаксационная игра «Волшебный цветок добра»

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами

• Откройте глаза.

• Посмотрите по сторонам.

• Пошлите друг другу добрые мысли.

• Всего вам доброго!

Итог: Вот мы с вами познакомились с некоторыми методами и приемами, которые я использую при работе с детьми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду» Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого.

Консультация для воспитателей и помощников воспитателей «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Степ-аэробика в детском саду. Мастер-класс для педагогов с презентацией «Волшебные ступеньки» Степ-аэробика «Волшебные ступеньки» Сайд 1. За последние годы заметно снизился уровень физической подготовленности подрастающего поколения.

Тестопластика в детском саду. Мастер-класс из соленого теста для родителей средней группы Мастер класс из соленого теста для родителей средней группы. Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тесто пластика.

Мастер-класс с педагогами «Кукла на пластиковой ложке для театрализованной деятельности в детском саду» Мастер-класс «Кукла на пластиковой ложке» Цель. Формирование представлений педагогов о разнообразии кукольного театра. Побуждение педагогов.

Мастер-класс «Атрибут «Метла» для дополнения образа снеговика и танца снеговичков на утреннике в детском саду»Мастер-класс «Атрибут «Метла» для дополнения образа снеговика и танца снеговичков на утреннике в детском саду» Для того, что бы сделать вот такую замечательную метелку нам понадобится: Подложка под ламинат толщиной 5 мм. Черенок для метлы. Шпагат.

Мастер-класс «Оригинальная коробка для детских подарков на новогоднем утреннике в детском саду «Кусочек сыра»Мастер-класс «Оригинальная коробка для детских подарков на новогоднем утреннике в детском саду «Кусочек сыра» Несколько нехитрых подсказок, как красиво и необычно упаковать детские подарки на новогоднем утреннике. Можно, конечно, отделаться и традиционным.

Мастер-класс «Экспериментирование в детском саду» Мастер - класс «Экспериментирование как основной вид познавательно исследовательской деятельности «Дюймовочка и мир за окошком» Все помнят,.

Мастер-класс для родителей «Роль дидактических игр по ФЭМП с использованием метода моделирования в семье и в детском саду» Мастер – класс для родителей на тему: «Роль дидактических игр по ФЭМП с использованием метода моделирования в семье и в детском саду». Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Работа со сказкой в детском саду»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 17:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Работа со сказкой в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Дементьева (УИ 281505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД