Получи документы

Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Наталия Пимашова
Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Мастер – класс

Тема : «Применение методов ТРИЗ – технологии в повседневной жизни детского сада»

Пимашова Н. В.

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне ее решить. В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некому ростовщику. Последний – старый и уродливый – влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь. Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то остается с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей. Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить - таким образом, ее участь и участь ее отца.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей, Тема: „Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада“» размещена в разделах

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Ответы, версии воспитателей :___

Каждый из вас высказал свое предложение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления – нешаблонный.

Первое задание:

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Предлагаю Вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете :

*объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

*видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни Д\с.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика? Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ и ТРТЛ, созданной Российским ученым и писателем –фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз ТРИЗА – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу я провожу поэтапно:

1. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление. Т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

2. Научить детей изображать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

3. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

4. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

Игра «Полиномы фантазии». Загадать любое слово из 3 букв. ДОМ

Под «Д» - пишем слова, обозначающие предмет (существительное)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» - слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «Что делает».

Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3,1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

Игра «Создание лимерика». Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строка – реализация действия ( как герой это сделал: лапами как крыльями махал)

Четвертая строка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем. В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, не приземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной токи зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Рефлексия. Подведения итогов мастер-класса.

И в заключении моего мастер-класс, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

*Я съел бы еще этого…

*Больше всего мне понравилось…

*Я почти переварил…

*Я переел…

*Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ, я приготовила для вас буклеты (схемы – различные).

Публикации по теме:

Фотоотчёт из жизни детского сада «Осень разноцветная»Фотоотчёт из жизни детского сада «Осень разноцветная» Автор: Кожанова Е. М. С 9 октября по 20 октября 2017 г. в нашем детском саду реализовывался тематический модуль «Осень разноцветная» с целью.

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

История нашего детского сада из жизни птиц.История нашего детского сада из жизни птиц. Выходя с детьми на прогулку, мы проходим мимо высоченного фонарного столба. В один из дней начала июня, проходя мимо этого столба, мы услышали.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Консультация «Музыкотерапия в повседневной жизни» «Музыкотерапия в повседневной жизни». Консультация для родителей. Уже давно всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Фотоотчет об участии родителей в жизни детского садаФотоотчет об участии родителей в жизни детского сада Доброе утро, пусть день будет лучшим! Во всем повезет, улыбнется удача! И рядом пусть будут любимые люди! И будут тебе по плечу все задачи.

Фотоотчет «Участие родителей в жизни детского сада»Фотоотчет «Участие родителей в жизни детского сада» Что важно для успешной работы педагога? Вы можете назвать целый ряд факторов, и будете правы. И владение методиками, и самообразование,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Опубликовано: 1 марта 2020 в 09:00
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД