Чистохина Ирина
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Контроль за состоянием здоровья детей- основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ.
К основным показателям здоровья детей относятся :
- уровень физического и нервно-психического здоровья детей;
-степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
-состояние основных функций организма,наличие или отсутствие хронических заболеваний,отклонений в раннем периоде развития (беременность,роды,период новорожденности).
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
К сожалению,в логопедической практике редко встречаются дети,которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы,особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения Ц Н С.
По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (отвлекаются,нетерпеливы) и заторможенные.
Практически у всех речевых детей отмечаются:
-скованные и некоординированные движения;
-недостаточная координация пальцев рук;
Неустойчивая психика.
Поэтому логопеду приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовывать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этих задач поможет использованикойк е здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной. В логопедической практике мы используем оздоровительные приемы :
Наряду с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой,физкультминутками и динамическими паузами используем гимнастику для глаз, упражнения для формирования правильной осанки, разные виды массажа (лица, спины, рук). Все эти приемы реализуются на логоритмических занятиях совместно с воспитателями и музыкальным руководителем. Развитие речи на этих занятиях идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово (т. к. все слова показываются движениями, у детей формируется чувство ритма, умение двигаться под музыку. Эти занятия помогают развивать двигательную активность ребенка,чем выше двигательная активность- тем интенсивнее развивается речь. Сама речь как бы ритмизируется, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы влияет на
слуховое Например стихотворение «Елка»
В то же время ритм речи, особенно чистоговорок и стихов с двигательным сопровождением способствует развитию координации, общей и мелкой моторики. (ры-ры-ры- топоры остры и тд.)
Для развития мелкой моторики используем упражнения без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются». С речевым сопровождением: «В гости к пальчику большому…»
Для развития слухового восприятия : «Узнай по голосу».(Ты загадку отгадай, кто тебя позвал, узнай).
На этапе автоматизации звуков в слогах используем упражнения:
1) Пальчики шагают
2) Ступеньки
3) Игра на пианино
4) Дорожки
5) Лужицы
6) Запоминание и воспроизведение слогового ряда с движениями рук.
При знакомстве детей с гласными звуками показываем артикуляцию звука движениями руки.
«Покажи слог: А-У, И-О, Ы-У и т. д. ,
«Догадайся, какой слог я показала?»
«Покажи с помощью движений, какие гласныу живут в словах? «:тик-так-тук
При выполнении слогового анализа мы :
Хлопаем в ладоши, пальчики шагают,прыгаем, Шагаем.
-
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ : на выработку правильной воздушной струи:
«Муха» -на стимуляцию микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица.
(глаза закрыты,ладонь на голове,глубокий вдох, негромко произнести : В-В-В, длительно повторить 4 раза).
«Комар «- стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи.
(И. П. ноги на ширине плеч,рука на шее спереди, 3 раза предельно долго произнести звук : З-З-З).
В области «Жук «-стимуляция микроциркуляции в окбласти грудной клетки. (И. п. стоя,глаза закрыть, ладонь на гпуди : Ж-Ж_-Ж, негромко и долго 4 раза.)
М АССАЖ- улучшает кровоснабжение,питание мышц,прохождение нервных импульсов).
Оказывает общеукреплчющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. На занятиях мы выполняем:ее
Массаж лица «Руки растираем…», «Мячики – ежики».
Массаж спины «Дождик бегает по крыше «
Для подготовки руки к письму выполняем самомассаж ведущей руки. Замечено, что под влиянием массажа работоспособность восстанавливается быстрее, чем при полном покое, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата. Учитывая, что у детей преобладает конкретно- образное мышление, поэтому содержание текста приближено к характеру самого движения. Выполняется самомассаж:
а) тыльной стороны кистей рук;
б) с-м ладоней ;
в) с-м пальцев рук.
А) «Утюг «
Б) «Пила»
В) «Терка» (костяшками пальцев)
Г) «Клещи» (от ногтей к основанию пальцев)
Длительным.
Упражнения без речевого сопровождения:
«Заводная кукла», «Маляр поднял ведро с краской», «Лесорубы», «Семена», «Строители».
Эти упражнения позволяют снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы (в начале занятия). Напряжение д. б. кратковременным,а расслабление длительным.
Расслабление мышц рук:
«Посмотрите: мы- олени
Ветер рвется нам навстречу,
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены…
Знают девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
Дышится легко, ровно, глубоко.»
Расслабление мышц шеи: «Любопытная Варвара».
«Любопытная Варвара
Смотрит влево,смотрит вправо.
А потом опять вперед-
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена…
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно- расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслаблена…
А теперь посмотрит вниз-
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена и расслаблена.»
Расслабление по представлению:
«Волшебный сон».
(для снятия усталости во время занятия, или в конце занятия).
«Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Шея не напряжена и расслаблена.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!»
Таким образом, создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.