Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике (9 фото)

Анна Володина
Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике

Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике

Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике» размещена в разделах

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны вырасти активными членами общества, заниматься производительно-полезным трудом и принести пользу государству и обществу в целом. Здоровье человека – его основная ценность, и именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Поэтому, забота о сохранении здоровья воспитанников ДОУ – важнейшая обязанность как педагога-воспитателя, так и самого ребенка. Детям, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно будет учиться и развиваться в дальнейшем.

В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье – это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей современной системы образования. Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, треть детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения. Подобное состояние здоровья – это результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. [1]

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. “Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. [2]

Одна из главных задач дошкольного учреждения – это создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья их воспитанников. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% – от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Воспитатель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. [3]

Здоровьесберегающие технологии – это и условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания, и рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, и соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, и необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здорового образа жизни. Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду. [4] В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

* Медико-профилактическая технология – обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике

* Физкультурно-оздоровительная технология – направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка посредством различных комплексов и мероприятий физкультурно-спортивного характера.

Фото №1 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике Здоровье основа формирования личности и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В

* Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе его общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Фото №2 Сухомлинского Опыт убедил нас в том что примерно у всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья какое нибудь недомогание или заболевани е

* Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья, и сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, должен уметь их правильно донести до других участников воспитательного процесса.

Фото №3 Публикация Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике размещена в разделах Здоровьесберегающие технологии в ДОУ ЗОЖ здоровье

* Технологии валеологического просвещения родителей – выражается в формировании у родителей ценности здорового образа жизни, в их знакомстве с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Фото №4 Здоровье человека его основная ценность и именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности

* Здоровьесберегающие образовательные технологии – предполагают воспитание культуры здоровья дошкольников, которая обеспечит ребенку возможность сохранения здоровья в период дальнейшего обучения в школе, сформирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научит использовать полученные знания в повседневной жизни.

Фото №5 Поэтому забота о сохранении здоровья воспитанников ДОУ важнейшая обязанность как педагога воспитателя так и самого ребенка

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. [5]

Проанализировав тематическую литературу, приходим к выводу, что в современных ДОУ различные здоровьесберегающие технологии используются по следующим направлениям:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от типа дошкольного учреждения и конкретных условий пребывания в нем, от показателей здоровья детей и организации здоровьесберегающей среды, от программы, по которой работают педагоги-воспитатели, и их профессиональной компетентности.

Рассмотрим некоторые здоровьесберегающие технологии, которые мы использовуем в условиях нашего дошкольного учреждения.

Ритмопластика (движения, выполняемые под музыку). Выполняются через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин., начиная со среднего возраста. При этом обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям детей.

Динамические паузы (короткая разминка среди занятия). Проводится во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Фото №6 Детям испытывающим проблемы со здоровьем трудно будет учиться и развиваться в дальнейшем

Подвижные и спортивные игры. Могут быть использованы как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения.

Фото №7 В настоящее время каждый педагог должен знать что обучение воспитание и здоровье это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории

Релаксация (глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения). Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Фото №8 Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей современной системы образования

Также к здоровьесберегающим технологиям относятся и различные виды гимнастики, которые мы часто используем при проведении режимных моментов.

Гимнастика пальчиковая (комплексы упражнений для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики). Применяется ежедневно с младшего возраста индивидуально и с подгруппой. Рекомендуется всем детям. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз (комплексы упражнений для сохранения зрения). Проводится, начиная с младшего возраста, ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика дыхательная (это система дыхательных упражнений) направлена на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний и используется в предварительно проветренном помещении.

Гимнастика бодрящая (комплексы упражнений после сна, позволяющий детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус). Осуществляется ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и др.

Гимнастика корригирующая и ортопедическая (специальная гимнастика для устранения различных нарушений опорно-двигательного аппарата). Форма проведения различна и зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Кроме того, в последнее время большое распространение также получили и психо-коррекционные технологии, проводимые психологом совместно с воспитателем. Среди них можно выделить арттерапию, сказкотерапию, технологии музыкального воздействия, воздействия цветом, и технологию коррекции поведения. [6] Некоторые из этих видов технологий мы также применяем в работе нашего ДОУ.

Значение дошкольного детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия жизни диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, обеспечивают индивидуальный подход к каждому ребенку, способствуют формированию у педагогов ДОУ и родителей детей положительной мотивации и ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Использованная литература:

1. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. Безруких, В. Сонькина. – М., 2002. – С. 25-26.

2. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н. К. Смирнова. –

М. : АПКиПРО, 2003. – С. 31-34.

3. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. – Т. 7. – №2. – С. 29-34.

4. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. –

М., 2002. – С. 44-56.

5. Ткачева В. И. Играем каждый день // Методические рекомендации. –

Мн. : НИО, 2001. – С. 12-15.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Якурина М. В., Докина Е. Г., Трунова Н. Н., Гартвиг Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ В настоящее время одной из актуальных задач,.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов.

Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических.

Здоровьесберегающие технологии Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии. Добрый день уважаемые гости! Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.

Здоровьесберегающие технологии Задачи: • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования средств физического воспитания, оптимизации.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Сотникова Светлана Васильевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №89 Аннотация: статья посвящена вопросам здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: Воспитатель Кузякина Ирина Ивановна 2017 г. Охрана жизни и укрепление физического и психического.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели, задачи, виды, технологии В настоящее время особое внимание в ДОУ, уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на сохранение самого важного- здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в образовательный практике
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 14:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД