Елена Рыбакова
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
К средствам здоровьесбережения относятся разнообразные методики, приемы, методы и технологии, с помощью которых осуществляется воздействие.
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяют на три группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
3. Коррекционные технологии :
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы (Физкультминутки)– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Прогулка - воспитатель выводит первую подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом, предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста, индивидуально, либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время. В ходе пальчиковых игр ребёнок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к письму
Гимнастика для глаз – Проводится с целью снижения отрицательного воздействия образовательной нагрузки на развитие зрительных функций детей, профилактика заболеваний, развития остроты зрения, ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста.
Гимнастика дыхательная активизирует носовое дыхание, обеспечивает высокий уровень снабжения всего организма кислородом, улучшает обменные процессы.
Релаксация - С её помощью происходит мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения, (снятие стресса).
Звуковая гимнастика. Гимнастика состоит из специальных упражнений связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. Начинается гимнастика с обязательного выполнения двух упражнений: очистительного вдоха - «п, ф, т, р» и закрытого стона «мм».
Гимнастика бодрящая («Пробудки»). Проводится ежедневно после дневного сна. Используются упражнения на кроватках, рядом с ними, ходьба по дорожке «Здоровья».
Гимнастика корригирующая («Грация»). Корригирующие упражнения -это специальные гимнастические упражнения, способствующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформацией.
Гимнастика ортопедическая. Применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Игровой массаж. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение, улучшает кровоснабжение кожи, положительно влияет на центральную нервную систему. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая, легко поглаживая, растирая, поколачивая и разминая.
Гимнастика артикуляционная. Ее задача состоит в том, чтобы ребенок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; челюсти двигаются вправо и влево; рот широко раскрывается и закрывается; губы растягиваются в улыбке; складываются в трубочку; язык может вытянуться как иголочка.
Логоритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Гимнастика для увеличения гибкости или стретчинг. В гимнастике сейчас так называют занятия физическими упражнениями для увеличения гибкости, то есть способности человека выполнять движения с максимально амплитудой.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни :
Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю 2-в музыкальном зале, 1 на свежем воздухе. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
3. Коррекционные технологии :
Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.
Янтаротерапия и кампанология – нетрадиционные средства сохранения и укрепления здоровья детей. Цель янтаротерапии и кампанологии – это укрепление психофизического здоровья дошкольников посредством энергии солнечного камня и восприятия колокольного звона.
Изотерапия – это психолого - педагогическое воздействие на ребенка посредством изобразительного искусства.
Музыкатерапия – способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, что-то нереализованное.
Кинезитерапия – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Поставленные задачи успешно решаются при использовании педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных
условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность деятельности детей. Систематичность дисциплинируют ребенка, приучает его к методичной и регулярной работе.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.