Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии

Елена Рыбакова
Здоровьесберегающие технологии

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии» размещена в разделах

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

К средствам здоровьесбережения относятся разнообразные методики, приемы, методы и технологии, с помощью которых осуществляется воздействие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяют на три группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

3. Коррекционные технологии :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Динамические паузы (Физкультминутки)– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Прогулка - воспитатель выводит первую подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом, предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста, индивидуально, либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время. В ходе пальчиковых игр ребёнок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к письму

Гимнастика для глаз – Проводится с целью снижения отрицательного воздействия образовательной нагрузки на развитие зрительных функций детей, профилактика заболеваний, развития остроты зрения, ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста.

Гимнастика дыхательная активизирует носовое дыхание, обеспечивает высокий уровень снабжения всего организма кислородом, улучшает обменные процессы.

Релаксация - С её помощью происходит мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения, (снятие стресса).

Звуковая гимнастика. Гимнастика состоит из специальных упражнений связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. Начинается гимнастика с обязательного выполнения двух упражнений: очистительного вдоха - «п, ф, т, р» и закрытого стона «мм».

Гимнастика бодрящая («Пробудки»). Проводится ежедневно после дневного сна. Используются упражнения на кроватках, рядом с ними, ходьба по дорожке «Здоровья».

Гимнастика корригирующая («Грация»). Корригирующие упражнения -это специальные гимнастические упражнения, способствующие устранению отклонений опорно-двигательного аппарата. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформацией.

Гимнастика ортопедическая. Применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Игровой массаж. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж снимает у детей напряжение, улучшает кровоснабжение кожи, положительно влияет на центральную нервную систему. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая, легко поглаживая, растирая, поколачивая и разминая.

Гимнастика артикуляционная. Ее задача состоит в том, чтобы ребенок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; челюсти двигаются вправо и влево; рот широко раскрывается и закрывается; губы растягиваются в улыбке; складываются в трубочку; язык может вытянуться как иголочка.

Логоритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Гимнастика для увеличения гибкости или стретчинг. В гимнастике сейчас так называют занятия физическими упражнениями для увеличения гибкости, то есть способности человека выполнять движения с максимально амплитудой.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни :

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю 2-в музыкальном зале, 1 на свежем воздухе. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

3. Коррекционные технологии :

Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

Янтаротерапия и кампанология – нетрадиционные средства сохранения и укрепления здоровья детей. Цель янтаротерапии и кампанологии – это укрепление психофизического здоровья дошкольников посредством энергии солнечного камня и восприятия колокольного звона.

Изотерапия – это психолого - педагогическое воздействие на ребенка посредством изобразительного искусства.

Музыкатерапия – способствует снятию психоэмоционального напряжения, поднимает жизненный тонус, улучшая и сохраняя психологическое и физическое здоровье ребенка.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, что-то нереализованное.

Кинезитерапия – наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Поставленные задачи успешно решаются при использовании педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных

условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность деятельности детей. Систематичность дисциплинируют ребенка, приучает его к методичной и регулярной работе.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Публикации по теме:

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МБДОУ «Укырский детский сад» Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Подготовил: воспитатель Багайникова.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Здоровьесберегающие технологии (Слайд 1) Ведущая: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на.

Здоровьесберегающие технологии в ДОО Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Вторая группа раннего возраста (из опыта работы). Автор: Заварыкина Татьяна Алексеевна воспитатель.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в старшей группе Подготовила: Воспитатель Раб Антонина Анатольевна «Забота о здоровье ребёнка это не просто.

Здоровьесберегающие технологии в ГкпдЗдоровьесберегающие технологии в Гкпд Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей.

Здоровьесберегающие технологии в ГкпдЗдоровьесберегающие технологии в Гкпд Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей.

Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня Воспитатель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова» Белоконева Лариса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии
Опубликовано: 8 сентября 2016 в 10:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД