Лариса Белоконева
Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня
Воспитатель МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
Белоконева Лариса Николаевна
Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников.
Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровье сберегающие технологии в работу школ.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе ГПД» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ школы.
Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся школ в частности.
Я в своей работе использую здоровьесберегающие технологии. Исхожу из того, что физическая активность детям необходима для нормального роста и развития. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность воспитанников, в том числе на свежем воздухе. Спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования являются важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся.
Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с воспитанниками ГПД, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы дети могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.
Отдельное внимание отвожу гигиене - все дети имеют сменную обувь, перед едой моют руки (у каждого есть бумажное полотенце). Помещения, в которых занимаются дети, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.
Большой вклад в постановку состояния здоровья учащихся играет двухразовое питание.
В различных формах воспитанники ГПД получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т. д.
Для учащихся организована работа кружков :
-футбол;
-танцевальный;
-театральная студия;
-«Комната здоровья»;
- «Весь мир театр».
Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся.
В программу деятельности группы продленного дня включена целевая программа «Здоровье. Образ жизни», которая заключает в себе следующие задачи:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
• развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей
среды в школе и семье;
• развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
• обогащение словарного запаса ребенка терминами из области
анатомии и физиологии человека.
В режим дня воспитанников ГПД включен комплекс оздоровительных мероприятий :
- клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Как устроен человек?», «Лакомств – 1000, а здоровье одно!», «Вредные привычки», «Всемирный день здоровья» и др.
- физкультминутки на занятиях, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на прогулках: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «День и ночь», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Пустое место» и др.
-спортивные часы: «Самый быстрый», «Сильные, смелые, ловкие», «Весёлая эстафета».
-общешкольные спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;
-Дни здоровья;
-выпуски газет;
-беседы врача.
В кабинете оформлен стенд:«Если хочешь быть здоров».
Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.
Целевая программа «Здороье. Образ жизни» рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей: 7-10 лет.
Цель: обучить детей бережному отношению к своему здоровью, приемам сохранения здоровья.
Задачи:
• формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
• обеспечение физического и психического саморазвития.
Формы: беседы, игры, КВН, праздники, театрализованные постановки.
В своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.
Здесь учитывается, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Ожидаемый результат:
Дети должны уметь:
• организовать свою учебную и досуговую деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни;
• противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
• правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Ежедневно проводиться прогулка (до 1,5 ч) на свежем воздухе с большой двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому огранизму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД. Занятия в ГПД начинаю с часовой прогулки. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе. На игровых прогулках дети могут играть в хорошо знакомые игры «Море волнуется», «Третий лишний», «Совушка» и т. д. Эти игры динамичны, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. В качестве отдыха можно провести игру «День ночь». Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
После прогулки и обеда в течение часа дети готовят уроки. Во время самоподготовки провожу физминутки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им требуется моя помощь. Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. После самоподготовки дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия и занятия студий чередуются по дням недели.
На заседании ШМО обсуждаются вопросы по планированию работы, делимся опытом, изучаем нормативные документы, знакомимся с новинками методической литературы.
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
• активного участия в этом процессе самих учащихся;
• создание здоровьесберегающей среды;
• высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
• планомерной работы с родителями;
• тесного взаимодействия социально-культурной сферой посёлка.