Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ

Елена Мунишкина
Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним.

В своей работе использую инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдаю переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Поэтому провожу специальную работу по снижению утомляемости и развитию работоспособности детей с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе.

Умственную работоспособность ребёнка рассматриваю как комплексный показатель функционального состояния его организма, его психофизического здоровья и как один из факторов успешности обучения. В зависимости от функциональных возможностей центральной нервной системы и, в первую очередь, тех функций, которые обеспечивают умственную деятельность ребенка с ОВЗ, определяю тот или иной уровень работоспособности. Под умственной работоспособностью понимается способность осуществлять умственную деятельность определенного объема в течение определенного времени без ярко выраженного утомления.

По данным физиологов и гигиенистов, благоприятная или неблагоприятная динамика умственной работоспособности в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми свидетельствует о тех сдвигах в функциональном состоянии ребенка, которые происходят под влиянием проводимых педагогических воздействий.

Считаю, что длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и происходит ее дальнейшее развитие без ущерба для здоровья ребенка.

Известно, что работоспособность детей в процессе занятий зависит от многих факторов, а именно: организации занятий; длительности; степени сложности программного материала; индивидуальных особенностей детей; и самое главное – от методики проведения занятий.

Учебную деятельность осуществляю в системе, всегда выдерживаю длительность и правильную организацию занятий в соответствии с возрастными требованиями. Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо учитывать, что увеличению утомляемости, особенно на занятиях с повышенным умственным содержанием, способствуют недостатки малых форм активного отдыха, а иногда их отсутствие:

• Нередко физкультминутки проводятся слишком поздно, когда у детей уже наступило утомление, и они не дают нужного эффекта.

• Не всегда соблюдается их разумная длительность: или 50-60 секунд, или, наоборот 4-4,5 минуты.

• Не уделяется должного внимания правильному подбору содержания физкультминуток.

• Часто сокращается время перерывов между занятиями в силу различных причин.

• Иногда педагог увеличивает длительность занятия из-за недостатков в методике проведения опроса детей: не всегда продумываются заранее вопросы; уделяется слишком много внимания ответам одного ребенка, из-за этого снижается интерес к занятию у других детей.

Все это приводит к снижению работоспособности детей! Следовательно, педагог должен соблюдать основные принципы рациональной организации и методики проведения занятий:

1. Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий.

2. Эффективная организация детей на занятиях (расстановка мебели, удобное расположение материала и др.).

3. Использование разных вариантов двигательных и оздоровительных разрядок.

4. Грамотная, четкая, эмоциональная речь педагога, доброжелательный тон.

5. Авансирование успешности в обучении (поощрение, отказ от отрицательных оценок, похвала и т. п.).

6. Создание положительного эмоционально-психологического микроклимата.

7. Широкое использование методов и приемов, прежде всего проблемного обучения, повышающих интерес детей к занятиям, особенно с расширенным умственным содержанием.

Известно, что при любом умственном труде основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью. Продолжительность непрерывного внимания даже у детей 6-7 лет ограничивается в среднем 12-15 минутами. Существуют еще индивидуальные различия детей.

Помимо этого, ребенок с ОВЗ не может долго сохранять заданную позу, например малыши – только 1,5-2 минуты, старшие дети – 3-4 минуты. Поэтому в учебном процессе придаю большое значение рациональному использованию двигательных и эмоционально-психологических разгрузок в режиме дня и занятий:

1. Физкультурные минутки: их длительность составляет 1,5-2 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

2. Минутки здоровья: длительность 1,5-2 минуты; проводятся по мере необходимости в виде:

• комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя или стоя за столами;

• массажа рук;

• пальчиковой гимнастики;

• дыхательной гимнастики;

элементов релаксации.

3. Двигательные разрядки:

• в процессе занятий длительностью 3-5 минут в виде игр, содержание которых подбирается в соответствии с программным материалом;

• между занятиями длительностью до 5 минут в виде подвижных игр средней интенсивности, танцевальных движений, физических упражнений в соответствии с возможностями и интересами детей, элементов релаксации.

4. Эмоционально-психологические разгрузки предполагают использование:

элементов релаксации;

• музыки в процессе занятий и между ними, в свободное от занятий время, во время засыпания и пробуждения детей, что способствует снятию психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт характера ребенка.

Каникулы или неделя здоровья являются одной из эффективных форм активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья. В содержание каникул включали: подвижные спортивные игры и упражнения, различные виды развлечений (концерты самодеятельности, вечера юмора, игры-забавы, соревнования, аттракционы, викторины, игры-драматизации, кукольный театр и др., свободную деятельность детей по интересам, совместные игры и развлечения детей разного возраста. Многолетняя практика проведения каникулярного отдыха в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствовала: снятию утомления детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка; укреплению здоровья и закаливанию детей; повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций; созданию условий для самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, используемые в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. - № 17.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004. - № 2.

3. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2006.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи»Семинар-практикум по сенсорному развитию «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи» Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста На протяжении 3-го года жизни в организме ребенка происходят значительные изменения и в физическом, и в умственном развитии. Наиболее характерной.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками Желаю Вам цвести, расти, Крепить свое здоровье Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. С. Я. Маршак. От состояния здоровья детей во.

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Актуальность здоровьесберегающего направления в системе методической работы ДОУ подтверждается рядом следующих противоречий: • противоречие.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии-обязательный элемент в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 20 марта 2016 в 23:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Физкультурная ромашка»
«Физкультурная ромашка» Цель: способствовать формированию у детей навыка узнавать движения по схеме, называть их, выполнять их; собирать ромашку по видам...
«Нетрадиционная техника художественного творчества-пластилинография» (средняя группа)
Использование нетрадиционной техники художественного творчества- пластилинографией , с детьми среднего дошкольного возраста, даёт возможность...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в...
Фото-отчет о встрече с поэтессой Л. П. Сухоставец
Фотоотчет о встрече с писательницей Л. П. Сухоставец. В нашем д/с есть добрая традиция – встречи с интересными людьми в стенах библиотеки им. А....
План-конспект урока математики в 1 классе «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. 1. ФИО ( полностью) : Пименова Вера Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Мусорка ( Кирилловский...