МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Звуковой анализ слова»

Ольга Дымиха Завадская
Мастер-класс для воспитателей «Звуковой анализ слова»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 Белоглинского района»

Мастер – класс для воспитателей :

«Звуковой анализ слова»

подготовил: учитель-логопед

Дымиха Ольга Ивановна

с. Новопавловка, 2020 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Звуковой анализ слова“» размещена в разделах

Тема моего выступления –звуковой анализ слов. Вначале хочу привести слова известного советского педагога-психолога Д. Б. Эльконина. «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка».

Основной акцент давайте сделаем на звуковом анализе слов, как одном из важных умений, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.

Закройте глаза и послушайте (включается музыка со звуками природы). Что вы услышали? (Голоса птиц, шум моря и т. д. - одним словом –это звуки) Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков.

Ответьте на вопрос: Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни «Во поле береза стояла.» – у него восхитительный музыкальный слух.

Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – со звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух.

Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим - это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Поэтому развитие ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.

Это необходимо для:

Обучения чтению;

Грамотному письму в школе;

Изучения родного языка.

Давайте вспомним, уважаемые коллеги, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем). Важно не путать звуки и буквы. (Когда родитель говорит «Мой ребёнок не умеет говорить букву – это не правильно)

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Уважаемые коллеги, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенок должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. По мнению известного психолога Даниила Борисовича Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». То есть если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а так же избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу слова.

Так что же такое звуковой анализ слова?

Звуковой анализ слова – это определение последовательности, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Дополнительный вопрос: какие бывают звуки? (гласные и согласные). Дайте характеристику гласным звукам? При произношении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград. Слышится только голос. Вы их обозначили красным цветом.

Гласные звуки : А, О, У, Ы, Э, И

Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Е, Ю, Ё, Я.

Обратите внимание что в русском языке шесть гласных звуков и десять гласных букв, (почему). Это связано с особенностями употребления букв Я, Ю Е, Ё, эти буквы обозначают слияние двух звуков [йа], [йо], [йу], [йэ]. Поэтому они называются йотированными! Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же и от детей, еще не знакомых с письменной речью. Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.

- Какие звуки называются согласными?

Ответ: Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.

(Обратите внимание на то, что давая понятие о согласных звуках ошибочно говорить, что их нельзя петь)

Согласных букв 21: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

Согласных звуков – 36 (почему). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Запомните, что:

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак, ь (мягкий знак). Перед разделительным ь знаком согласный всегда мягкий, перед ъ – твёрдый согласный (вьюга, съел)

Алгоритм звукового (фонетического) анализа слова

1. Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове.

2. Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).

3. Произносим слово по слогам.

4. Находим ударный слог.

5. Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук : твердый/мягкий.

6. Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат).

7. Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше, и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику.

8. Называем слово по схеме целиком.

9. Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

Важно: При проведении звукового анализа необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Для чего нам нужен звуковой анализ? При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Основная задача обучения грамоте в подготовительной к школе группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, а это - предпосылки для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Если у ребенка в дошкольном возрасте четко сформировалось понятие о звуках, то ему будет легче в начальной школе при овладении грамотой на начальной ступени образования. С опорой на фонетические знания и умения будущий первоклассник быстрее овладеет процессами чтения и письма в период обучения грамоте в школе, освоит орфографию.

В начальной школе в период обучения грамоте работа над основными фонетическими понятиями также, как и в дошкольном образовании, продолжается на практическом уровне. Умения детей расширяются, совершенствуются.

Большое спасибо. Скажите, что Вам понравилось, запомнилось?

Соедините стрелками понятие и определение

Восстановите алгоритм звукового анализа слова.

Обозначаем звук на схеме символом соответствующего цвета.

Считаем сколько звуков в этом слове (по схеме).

Произносим слово по слогам.

Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушиваемся, какие звуки есть в этом слове.

Называем сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Какие? Сколько согласных звуков в слове? Какие?

Выделяем первый звук в слове, даём ему характеристику.

Находим ударный слог.

Выделяем второй звук в слове, даём ему характеристику (и так все звуки).

Называем слово по схеме целиком.

Публикации по теме:

Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка»Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.

Анализ работы МО воспитателей Коу во Землянской школы-интернат за 2016–2017 учебный год. МО воспитателей работало по теме: Совершенствование методического уровня воспитателей. Цель: Совершенствование методического уровня воспитателей,.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (начало) Продолжение Стратегия ОУ Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Успешная работа воспитателя – это комплексный.

Анализ работы МО воспитателей за 2015–2016 учебный год (продолжение) Начало Большое значение в работе педагога имеет их участие в различных конкурсах. Про-шедший год показал положительную динамику в данном.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Консультация для родителей «Что такое звуко-слоговый анализ слова?» Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте. Данное умение начинают формировать в детском саду в подготовительной.

Поэтические тексты для воспитателей на темы «Вступительные слова к различным занятиям» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Ко мне несколько раз обращались Ваши коллеги с просьбой сочинить коротенькие.

Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова»Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Звуковой анализ слова»
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 23:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД