Анна Фомина
Мастер-класс «Использование современного оборудования для коррекции познавательной сферы у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:[/u] [/b]овладение педагогами современным игровым оборудованием в процессе формирования предпосылок тактильных и кинестетических ощущений.
Задачи:
1. Познакомить участников семинара с игровым оборудованием «Пертра» и играми для развития и коррекции, с особенностями его применения в образовательном процессе с детьми.
Публикация «Мастер-класс „Использование современного оборудования для коррекции познавательной сферы у детей“» размещена в разделах
2. Способствовать освоению участников способами практического и творческого использования игрового оборудования в формирование предпосылок расширения тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти.
3. Способствовать повышению познавательной активности участников семинара.
Этап Содержание этапа
1. Ориентация Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Анна Анатольевна. Я хочу познакомить Вас с современным оборудованием психомоторной комнаты.
На базе центра реабилитации оборудован кабинет психомоторного развития. «Что такое «психомоторная комната?» Прежде всего, это форма психологической поддержки ребенка в стрессовых ситуациях, снятие тревожности. В результате игры дети становятся спокойнее, уравновешеннее и внимательнее друг к другу.
Кабинет психомоторного развития – это комната, в котором проводятся занятия по коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) 7 и 8 вида.
2. Ритуал «входа в занятие»
Я предлагаю Вам поиграть в детскую игру «Ромашки».
На ромашке поиграем, что-то новое узнаем.
Цвет ромашки выбирай, и задание выполняй!
3. Расширение Игровые пособия условно можно разделить на шесть групп: «Балансировка и координация»;
«Развивающие игры»;
«Игры на развитие тактильной чувствительности»;
«Экспериментирование: вес, звук»;
«Экспериментирование: оптические эффекты»;
и отдельно познакомить с игровым комплектом Пертра.
4. Закрепление Я предлагаю Вам разделиться на пять групп. Каждая группа выберет лепесток. Я выдаю Вам игровые пособия. Ваша задача попробовать определить, к какой группе относится игровое пособие и как его можно использовать.
Игровые пособия «Балансировка и координация»
Игра «Сырный ломтик»
- Я приглашаю сюда, у кого лепесток желтого цвета. Перед Вами мольберт с вырезанными в нем отверстиями разной формы. Какие Ваши предположения?
Вам необходимо доставить от старта к финишу фишку, уложенную на подставку, которая двигается при помощи двух длинных шнуров.
В игре развивается координация движения рук, понимание принципа балансировки и пространственных отношений: «влево-вправо», «вверх-вниз», умение различать и соотносить геометрические размеры и формы. Игра способствует развитию внимания, терпения.
Игра «Баррикадо»
-Я приглашаю выступить группу, у которой лепесток синего цвета.
Задача игроков - провести ходовой диск через все препятствия так, чтобы два шара-груза не упали с него.
Игру можно устроить в форме командного соревнования. В таком случае ходовой диск проводят по очереди, индивидуально, или «Молчанка» -не разговаривая друг с другом.
Игра способствует развитию:
-координации движений, пространственной ориентации, концентрации внимания, навыка планирования и анализа своей деятельности, коммуникативных навыков.
Переходим к следующей группе.
Развивающие игры
Развивающая игра «Колоретто»
Я приглашаю выступить группу с зеленым лепестком. К какой группе вы отнесли игру? Как ее можно использовать?
Игровое пособие способствует развитию: развитию логического мышления; чувства симметрии, зрительного восприятия, зрительной памяти, воображения; умения разделять предметы на составные части или составлять из них целое.
Варианты игр: построение цветовых полос; цветового квадрата, в котором пропущены несколько деталей; построение цветовых квадратов из 16 деталей; квадрата из 4 деталей, из 9 деталей; построение и трансформация фигуры при помощи замены квадрата посередине; вставить недостающие детали.
Игры на развитие тактильной чувствительности:
Напольная и настольная игра «Сенсино»
- Я приглашаю группу с лепестком красного цвета.
Игра способствует развитию: тактильного восприятия ребенка, зрительной и тактильной памяти, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм
Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки с металлическим шариком внутри, которую раскручивает игрок.
Я Вам предлагаю поиграть с набором «Различные поверхности».
Очень важно не только ощупывать поверхность фишек, но и описывать их фактуру: подбирать подходящие слова, искать синонимы или же, наоборот, антонимы.
Эксперементирование: вес, звук.
Игра «Подуй на шарик»
Я приглашаю к себе, у кого лепесток белого цвета. Какие Ваши предположения?
Игровая задача заключается в том, чтобы переместить шарик по желобу в точности в заранее определенное место. Продвижение шарика по доске может осуществляться выдыхаемым игроком воздухом или толчком указательного пальца.
Варианты: «Собери фишки», «Рисуем фигуры», «Счет».
В игре осуществляется психологическая коррекция и развитие моторики, саморегуляция, контрольно-программирующие функции, произвольности. Игра способствует навыку управления своим дыханием, что лежит в основе многих техник саморегуляции.
Эксперементирование: оптические эффекты
Волчок Кюкельхауза
-Давайте мы с Вами поэксперементируем: поставим волчок пяткой на стол и крутануть руками за края, он будет свободно вращаться. Результат зависит от освещении, скорости вращения, угла зрения.
-Что вы увидели? Какие ощущения испытали?
Игра способствует развитию зрительного и тактильного анализаторов, умения описывать результаты опыта, формирует наблюдательность.
Игровой комплект Пертра
Комплект Пертра который разработала известный педагог-практик Марианна Фростиг.
Игровой комплект «Пертра» способствует обогащению внимания; зрительной, тактильной, кинетической памяти; речи и мышления; пробуждает фантазию и любопытство детей и способствует их творческому развитию.
Комплект "Пертра" состоит из семи наборов игровых средств в чемоданах, двух досок - основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены.
Пертра. Чемодан 1 «Пространство на плоскости». Набор предназначен для формирования представлений детей о пространстве, взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий. В составе комплекта деревянные пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне, а также фигурки машин и людей. Ребенок может выстраивать узоры из линий, «прокладывать дороги», и прослеживать движение фигурок.
Пертра. Чемодан 2 «Упорядочение элементов». Позволяет формировать представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, способствует усвоению пространственных отношений (лево-право, верх-низ, шире-уже и т. д.) и математических понятий (больше-меньше, столько же и т. д.). Задания на классификацию деталей комплекта развивают способности к аналитической деятельности.
Пертра. Чемодан 3 «Одинаковое и разное». Веревки и стержни, на которые нанизываются друг за другом бусины, цилиндры и шайбы всевозможных цветов и размеров, дают возможность потренироваться в построении периодических последовательностей, словесном описании цепочек. Сортируя бусины, дети развивают способность к классификации и сравнению.
Пертра. Чемодан 4 «Пространство и преобразование». Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребенка кинестетический образ различных форм, осознавать взаимное расположение трехмерных фигур, правильно соотносить размеры объектов.
Пертра. Чемодан 5 «От каракуль к каллиграфии». В составе набора деревянные детали с канавками, по которым может кататься металлический шарик или передвигаться предметная фигурка. При работе с металлическим шариком канавка накрывается оргстеклом и ребенок передвигает шарик через стекло при помощи магнитной ручки. Занятия с набором способствуют формированию содружественных движений глаз и руки, тренируют точность движений пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.
Пертра. Чемодан 6 «От хватания к схватыванию. Занятия с набором способствуют развитию дифференцированных хватательных движений и формируют умение дозировать мышечные усилия. В состав набора входит доска – основа с отверстиями, штыри, цилиндры, шайбы, бусины, шнуры, резинки, прищепки и пр. Занятия с использованием элементов данного набора помогут развитию навыков счета и классификации.
Пертра. Чемодан 7. «Начальные математические знания». Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки- пересчет, сравнение, классификацию, определение количества и выполнение первых вычислений. Формируется понятие о числе, множестве, составе числа.
Я бы хотела предложить Вам один из вариантов игры.
«Строим букву»
Используемые материалы : чемодан № 1 (Пространство на плоскости) и № 5 (от каракуль к каллиграфии)
Цели:
- развитие содружественных движений глаз и рука, правой и левой рук, силы и координации движений пальцев;
-формирования навыка владения карандашом, навыка письма;
-развитие пространственной ориентации;
-формирование умения действовать согласно словесной инструкции.
Игровое пространство делится пополам. Предлагается рассмотреть карточки – схемы с буквами, выбрать необходимые детали для своей буквы. Затем дети строят свою букву и проверяют свою работу.
«Шарик и буква»
Предлагается провести по получившимся дорогам-буквам магнитные шарики с помощью магнитного держателя. Сначала используется большой шарик, затем маленький. Дети пользуются поочередно левой и правой рукой. Затем провести шарик через оргстекло. И зарисовать букву в тетради.
5. Интеграция. Все игровые пособия изготовлены из экологически чистого дерева и окрашены неаллергическими покрытиями.
6. Резюмирование Если у Вас возникли какие-либо вопросы, я постараюсь на них ответить. Или в индивидуальной форме мы можем посмотреть игровые пособия еще раз.
7. Ритуал «выхода из занятия» Спасибо за внимание! Мне было приятно выступить перед Вами.