Наталия Кирьянова
Мастер-класс «Возможности использования игрового оборудования «Пертра» для социально-личностного развития воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: овладение педагогами современным игровым оборудованием в процессе формирования предпосылок тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти старших дошкольников. Повышение познавательной активности воспитанников.
Задачи:
1. Познакомить участников семинара с игровым оборудованием «Пертра» и играми для развития и коррекции. Познакомить с особенностями его применения в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Возможности использования игрового оборудования „Пертра“ для социально-личностного развития воспитанников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
2. Способствовать освоению участников семинара способами практического и творческого использования игрового оборудования в формирование предпосылок расширения тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи. Способствовать повышению познавательной активности участников семинара.
Предполагаемый результат
1. Знание участников семинара особенностей применения игрового оборудования «Пертра» в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Умение участников семинара оперировать и творчески использовать игровое оборудование «Пертра» и игры для развития и коррекции в работе со старшими дошкольниками.
Раздаточный материал:
Кольцо, цветная палочка, цветной маленький штырек, кегли, коротенькая палочка, фишки с различными поверхностями (2шт, фигурка человечка с прорезями (1шт., цветные шарики (7 шт., скребок, детская лопатка, декоративный камень, два жука, резиновый мячик, фишки синего и красного цвета.
Ход проведения
Перед входом в зал предложить участникам семинара выбрать понравившуюся фишку или часть игового оборудования.
Психолог: Для работы я вам предлагаю игровое оборудование, которое называется игровой комплект психолога «ПЕРТРА»
Игровой комплект психолога разработан известным педагогом Марианной Фростиг. Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога.
В комплекте:
Семь наборов игровых средств (в чемоданах).
Две доски-основы.
Психолог: Я для работы с Вами выбрала комплект № 6 (От хватания к схватыванию)
Занятия с набором способствуют развитию :
Дифференцированных хватательных движений;
Представлений о числе;
Занятия с набором способствуют формированию:
Развития навыков счета и классификации
Навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма
Мы сейчас разобьемся на микрогруппы. Я приглашаю к себе коллег, у которых в руках кольцо (1, цветная палочка (2, цветной маленький штырек (3, кегли (4, коротенькая палочка (5).
Упражнение 1 «Нанизывание колец на шнур»
Цель: Удерживание деталей пальцами и надевание колец разной формы на шнур.
Упражнение № 2 «Нанизывание бусинок на цветные штырьки»
Вставьте длинные штырьки в отверстия и наденьте на них бусинки. На какую цифру поставили штырек, столько и бусинок необходимо нанизать. Цвет штырька должен соответствовать цвету бусинки.
Упражнение №3 «Упорядочение и пересчет»
Необходимо выставить штырьки с головками в отверстия от 1 до 10, надевая штырьки друг на друга. Пересчитать
Упражнение №4 «Перемещение шайбы между кеглями»
Расставьте кегли на доске-основе в разном порядке и пройдите шайбой между кеглями не зацепив их.
Упражнение№5 «Растягивание резинки пальцами»
Сделайте пожалуйста маленький красный треугольник. Для этого возьмите маленькие штырьки красного цвета и красную резинку. Вставьте штырьки в отверстия и пальцами растяните на них резинку.
Упражнение № 6 «Кегли»
Также с помощью этого игрового набора можно играть в кегли. Это способствует обучению дозирования усилий с шариком и диском.
Установим шнур вокруг доски – основы и расположим кегли в два ряда. Натягивая шнур, контролируем натяжение и отпускаем шайбу, которая должна сбить кегли, но при этом не улетев за пределы поля.
Детали из разных наборов можно использовать одновременно.
Психолог: следующее пособие, которое я вам хочу продемонстрировать, это игры для развития и коррекции.
Первая игра называется «Сенсино»
Я приглашаю к себе всех у кого Фишки с различными поверхностями (2 участника).
Игра способствует развитию : тактильного восприятия ребенка, зрительной и тактильной памяти, способствует автоматизации навыка распознавания геометрических форм
Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки с металлическим шариком внутри, которую раскручивает игрок.
Психолог: Я Вам предлагаю поиграть с набором «Различные поверхности»
Очень важно не только ощупывать поверхность фишек, но и описывать их фактуру: подбирать подходящие слова, искать синонимы или же, наоборот, антонимы.
Педагоги играют. Звучит спокойная музыка
Психолог: следующая игра - «Книга лабиринт»
Я приглашаю к себе всех у кого цветные шарики
Игра способствует развитию зрительно-моторной координации.
Мелкой моторики, в том числе и координации движений пальцев
Я вам сейчас раздам семь деревянных пластин с вырезанными на них лабиринтами. Выберите себе шарик по цвету соответствующий цвету лабиринта. Нужно прокатить шарик по желобу, наклоняя доску в разные стороны. Игра позволяет развивать зрительно-моторную координацию.
На каждой пластине вырезана дорожка (маршрут для шарика) определенного цвета и формы (змейка, зигзаг, треугольник, четырехугольник, круг, лабиринт и "загогулина"). Можно выполнять упражнение сидя за столом, стоя (например, на одной ноге) или даже лежа на полу.
Как еще можно прокатить шарики по лабиринту? (ладонью, носом, двумя пальцами).
Участники выполняют упражнение под быструю музыку из К/Ф «Шурик»
Психолог: А сейчас я Вам предлагаю снять напряжение и поиграть в лотке с песком.
Тактильные ощущения, которые испытывает ребенок во время игры с песком, способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение.
Психолог: Я приглашаю к себе тех, у кого скребок (1человек)
Задание 1. Предложить участнику дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно - «здороваются пальчики»;
Задание 2. Предложить дотронуться до песка всей ладошкой, сначала внутренней, затем тыльной стороной - «ладошка здоровается с песком»;
Задание 3. Предложить поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки)
Сначала можно попрактиковаться в создании на дне поддона абстрактных изображений из плавных линий, потом – придумать и сделать какие-либо узоры или рисунки. Количество игроков 1–2 человека. Возьмите скребки и проведите ними по песку.
(Рисуют под спокойную музыку)
Сейчас я приглашаю к себе тех, у кого жуки (2 человека). Игра «Магнитные жуки»
Для этой игры необходимо установить поддон с песком на деревянные подставки так, чтобы его углы точно попали в пазы. Затем необходимо разровнять песок и поместить на него жуков.
Жуки перемещаются при помощи магнитов, которые двигают под стеклянным дном. При этом жуки оставляют характерные следы на песке.
Эти жуки могут двигаться по прямой, кривой или ломаной линии, соревноваться в скорости и точности перемещения т. д., что требует от игрока разнообразных и точных движений руками.
(Выполняют упражнения под музыку из К/ф «Шурик»
Психолог: Следующая деталь это песочный карандаш. Я приглашаю сюда обладателя детской лопатки (1 человек)
Трубку ставят на стеклянную поверхность и наполняют песком при помощи воронки и небольшого совочка. Заполненную трубку проводят с небольшим зазором над поверхностью. При этом лесок просачивается через маленькое отверстие на ее торце и оставляет на поверхности след. Таким образом на поверхность наносится нужный рисунок. Высыпание песка можно остановить, закрыв отверстие указательным пальцем. С помощью этого карандаша можно рисовать и писать.
Педагог помещает контурный рисунок под
стеклянное дно поддона, очищает это место от песка с помощью скребка. Затем предлагает ребенку с помощью песочного карандаша обвести контуры рисунка.
Звучит спокойная музыка и участник выполняет упражнение.
В песочном лотке с помощью зеркала и фонового рисунка можно выполнять различные рисунки в зеркальном отражении.
Приглашаю к себе участника, у которого декоративный камушек. Устанавливаем зеркало в центре поддона с песком и рисуем на песке и одновременно наблюдаем за его отражением в зеркале.
Сначала следует подобрать совсем простой объект (яблоко, шарик, треугольник) для рисования, а затем постепенно усложнять задания (солнышко, бабочка, кораблик). Песка в лотке должно быть не много, чтобы был виден фон.
Звучит спокойная музыка.
Психолог: Следующая игровое пособие – это «Сырный ломтик»
Я приглашаю сюда тех, у кого две фишки синего и красного цвета
В игре развивается координация движения рук, понимание принципа балансировки и пространственных отношений: «влево-вправо», «вверх-вниз», умение различать и соотносить геометрические размеры и формы. Игра способствует развитию внимания, терпения.
Это мольберт с вырезанными в нем отверстиями разной формы. Вам необходимо доставить от старта к финишу фишку, уложенную на подставку, которая двигается при помощи двух длинных шнуров.
Задание с шариком сложнее. Давайте попробуем.
Психолог: Хотелось бы в заключении отметить, что использование данного оборудования и игр для развития и коррекции позволяет повысить качество оказываемой психологической помощи детям, расширить профессиональные возможности педагога-психолога с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Итог. Саморефлексия участников мастер-класса.
Выбрать фишку понравившегося цвета. И проанализировать, сравнить какого цвета фишка была в начале занятия, а какого цвета в конце.
Как я ощущала себя в начале занятия?
Что узнала, чему научилась.
А сейчас я хочу Вам предложить немного расслабиться, отвлечься и посмотреть видеоролик «Простые правила здоровья».
Спасибо за внимание!
На этом наш мастер-класс завершается. Спасибо всем за участие.