Ольга Назарчук
Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
[Мастер-класс для педагогов
«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников»
Актуальность: социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность. Игра и мышление - эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.
Публикация «Мастер-класс „Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников. (слайд 2)
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико– математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить участников мастер–класса методам и приемам использования логических игр в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальным образовательным игровым технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход:
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
И поэтому большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.
Доказано, что развитие навыка логического мышления, т. е. способности «действовать в уме» в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Поэтому наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Для наилучшего результата в интеллектуальном развитии дошкольника весьма действенным является проблемно-поисковый метод развития, а главной формой организации работы является логическая развивающая игра.
Практика работы показала, что чем интересней игровые действия, которые я использую, тем незаметнее и эффективнее закрепляются полученные знания.
Многообразие учебно-игрового материала ставит иногда педагога в тупик. Я остановила выбор на следующих дидактических пособиях для логико-математического развития дошкольников, используемых в образовательной деятельности.
(слайд 3) Цветные рамки и вкладыши. Использовать рамки и вкладыши можно для определения формы и цвета, а также собирания целого из частей.
(слайд 4) Логические блоки Дьенеша. Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал, состоящий из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру, толщине. Каждый блок имеет 4 свойства. Отличительной особенностью логических блоков Дьенеша является то, что в нём нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем четырём свойствам.
Дети трёх лет уже способны классифицировать геометрические формы по 2 признакам. Играя в логические блоки, малыши познают их разнообразие, выделяют сходство и различия. Систематическое использование дошкольниками логических блоков Дьенеша в образовательной деятельности способствует развитию умений выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие; Дети с четырёх лет учатся выделять признаки по схеме.
(слайд 5) Цветные палочки Кьюизенера. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности
(слайд 6) Кубики Никитина. В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени. Конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь. Систематическое использование развивающих игр Никитина способствует обогащению логического мышления. Игры с логическими кубиками: «Сложи узор». Такие картинки дети составляют по схемам.
(слайд 7) Квадрат Воскобовича. Развивает умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; умение конструировать плоскостные и объемные фигуры; внимание, память, пространственное и логическое мышление; воображение, творческие способности; мелкую моторику рук.
(слайд 8) Геоконт открывает ребенку мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Игра дает возможность для практически неограниченного силуэтного конструирования на плоскости, учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику, развивает воображение и логику.
Образовательная деятельность с использованием современных игр и пособий развивает логико-математическое мышление.
(слайд 9) Математический планшет - это необычный способ научить ребенка различать предметы по цвету, размеру и форме. Играя с математическим планшетом, ребенок сможет самостоятельно освоить создание на плоскости различных фигур, которые формируются с помощью резиночек и штырьков, входящих в его комплект. А еще он научится рисовать цифры и сможет пощупать их своими пальцами.
(слайд 10) Игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части. Они расположены по принципу от простого, к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.
В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеют важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Практическая часть:
- А теперь уважаемые коллеги перейдем к практической части. Сегодня я хочу поделиться с вами, как можно использовать логико-математические игры в работе с детьми. Мы сегодня побываем с вами в «Стране геометрических фигур», «Стране умелых мастеров», «Стране заколдованных фигур», где вы в ходе практической деятельности сможете познакомиться с разными логико-математическими играми, методами и приемами обучения. (слайды 10-13)
Заключительное слово
- Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер-класс.
Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, несмотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
Желаю творческих успехов!