МААМ-картинки

Мастер-класс «Музыкальная потешка как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста»

Лидия Каландадзе
Мастер-класс «Музыкальная потешка как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста»

Мастер – класс «Музыкальная потешка как средство художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

Цель: научить родителей и педагогов развивать художественно – эстетические способности детей раннего возраста, используя малый жанр устного народного творчества - музыкальную потешку.

Задачи:

-сохранение преемственности поколений, развитие семейного творчества;

Публикация «Мастер-класс „Музыкальная потешка как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

-обмен опытом между участниками образовательных отношений по вопросам организации художественно-эстетического развития детей раннего возраста;

-повышение творческого мастерства, пополнение репертуара участников;

-сохранение, развитие и популяризация традиционной культуры народов Российской Федерации.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, стол (4 шт., стулья, карточки с потешками (8 шт., детские шумовые инструменты (металлофон, ксилофон, маракасы и др, шумелки из подручных средств (орешки, шумелки - мышки и др., игрушки (два кота, белочка, лисичка, синичка, воробей, мишка, зайчик).

Ход мастер-класса.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте уважаемые родители, педагоги! Тема моего мастер – класса «Музыкальная потешка как средство художественно – эстетического развития детей раннего возраста».

Прежде чем начать свой мастер – класс я хочу пообщаться с вами. Скажите мне, пожалуйста:

- Знакомы ли вам потешки?

- Вспомните самые известные потешки.

- А как часто вы рассказываете, поете ли их своим детям?

Благодарю за ответы.

Музыкальный руководитель: Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка- приговорка. В раннем возрасте особенно важно, как можно чаще пропевать или проговаривать потешки. Данный жанр поможет малышу быстрее овладеть навыками разговорной речи и научиться понимать окружающих. Помимо этого, детские потешки помогают выполнять некоторые движения и жесты в тот момент, когда это необходимо в процессе обучения. При пении потешек принято, чтобы жест сопровождал слово. Возьмем, к примеру, популярную песенку-потешку «Ладушки». При слове «ладушки» ребенок должен хлопнуть в ладоши, а когда взрослый говорит «на головку сели», то малыш должен коснуться руками головы.

Давайте все вместе поиграем с этой потешкой (пропеваем, играем).

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели. Шу-у-у!

Полетели!

На головку сели.

Сели, посидели

Прочь улетели. Да!

Я чувствую, что вам знаком и интересен этот жанр творчества и поэтому предлагаю продолжить знакомиться с потешками за столами. Смелее выходите, будет очень интересно, а главное просто в применении.

Потешки не стоит рассматривать только в качестве развлечения. Они способствуют тренировке памяти и мышления у детей, помогают отвлечь малыша, которому не нравится какое-либо обязательное действие, например, одевание или умывание. Благодаря им, можно также приучить ребенка к соблюдению гигиены и других режимных моментов и одновременно развивать художественно-эстетические способности и интеллект.

Сейчас предлагаю прочитать потешки, которые я вам раздам и соотнести их с режимным моментом ребенка раннего возраста.

Пробуждение Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

Во время и перед умыванием Водичка-водичка,

Умой мое личико:

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Кормление Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Ребятки — за молоко.

Одевание на прогулку Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Прогулка Ах ты, радуга-дуга,

И туга, и высока!

Не давай нам дождичка,

Подавай нам вёдрышко.

Чтоб ребятам погулять,

Чтоб телятам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

Бодрствование, игра — Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем — в лес ходил,

С этим братцем — щи варил,

С этим братцем — кашу ел,

С этим братцем — песни пел.

Подготовка ко сну Ночь пришла,

темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уж поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю бай, засыпай…

Мы рассмотрели основные режимные моменты и потешки к ним, есть еще потешки на расчесывание, гимнастику, вытирание, пальчиковые игры, массаж, купание и т. д. Колыбельные песенки — это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни. Колыбельные являются терапией для борьбы с детскими страхами.

В детских потешках, песенках заложен и тонкий педагогический смысл. Согласитесь, без потешек тяжело было бы способствовать эмоциональному развитию ребенка. Благодаря играм с потешками ребенок будет чувствовать себя увереннее в этом мире, спокойнее, а значит, будет лучше развиваться, учиться новому. Но самое главное кроется в налаживании отношений между родителями и детьми еще с самого их рождения. Современные родители не всегда имеют достаточно времени чтобы поиграть со своим ребенком. И использование потешек для организации режимных моментов помогут родителям развивать художественно – эстетическое начало в ребенке, его интеллект. Но находить время для игр с ребенком все-таки нужно и тут опять нам поможет потешка. Все, что нужно – выучить несколько детских потешек и с доброй улыбкой и нежным голосом разыгрывать их с ребенком. Их с легкостью можно инсценировать и озвучивать.

Показываю потешку «Два кота» (варианты с игрушками, с звучащими жестами)

Та-та, два кота,

Два ободранных хвоста. (поочередно шлепаем себя по коленям)

Серый кот в чулане (прячем ручку под мышку)

Все усы в сметане. (показываем усы)

Чёрный кот полез в подвал (прячем ручку под ножку)

И мышонка там поймал.

Пи-пи-пи-пи (делаем щепотку из пальчиков)

Ам! (делаем жест, как будто ловим)

Музыкальный руководитель: Потешку легко разыграть с использованием пальчиковых игр, так как мы показали на примере потешки «Ладушки». Еще можно с использованием потешек устроить с ребенком оркестр детских шумовых инструментов.

Озвучиваю потешку «Кот и мыши»

Вот идет черный кот (металлофон)

Притаился, мышек ждет….

Мышки норку обойдут, от кота она уйдут! (маракасами или шейкером, или вязаной мышкой рисуем кружок и прячем за спинку)

Задания группа за столами:

Музыкальный руководитель: Предлагаю первому столику инсценировать (разыграть) потешку «Сидит белка на тележке» (карточка + игрушки на столе: белка, орешки, лисичка, воробей, синичка, мишка, зайка)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Второму столику озвучить шумовыми инструментами «Дождик, дождик веселей» (карточка + детские шумовые инструменты + инструменты из подручного материала)

Дождик, дождик, веселей.

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи-

Брызни в поле Пуще:

Станет травка Гуще!

Группы выполняют и показывают задания.

Музыкальный руководитель: При использовании потешек хорошо развиваются вокально – хоровые навыки ребенка. Ребенок повторяет, пропевает повторяющиеся слоги.

Прошу обратить внимание на экран.

В телефон залезла мышь: пи-пи-пи

Говорю: кому звонишь? пи-пи-пи

Может ты звонишь котам? пи-пи-пи

А тебе не страшно там? пи-пи-пи

А если потешку пропевать постепенно повышая или понижая тон (полутон) на звукоряде, то это уже песенка - распевка для старших дошкольников.

С целью развития речевых и вокальных навыков у детей можно использовать прием «эхо». Повторяющиеся слоги пропойте, так как пропеваю их я.

Раным-рано поутру

Пастушок ТУ-РУ-РУ-РУ

А коровки в лад ему

Затянули МУ МУ МУ

Ты буренка ступай

в чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком нас напоишь молочком.

Музыкальный руководитель: Особенно ценно в потешке для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким образом, потешка служит помощником в воспитании звуковой культуры речи, в развитии речевого слуха, звуковысотного восприятия, формировании певческих умений у малышей, приобщении к народной культуре подрастающего поколения.

Вывод (итог):

Музыкальный руководитель: Чем хороши потешки?

1. Их можно петь на одной ноте.

2. Их можно петь даже если не знаешь оригинальной (достоверной) мелодии.

3. Их можно петь без специальной вокальной подготовки.

4. Их можно просто проговаривать на распев, сохраняя ритмическую основу.

Потешки являются самым доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства.

Рефлексия.

А сейчас я хотела бы подвести итог, с использованием звучащих жестов.

Пощелкайте пальчиками - кому все понятно, и кто обязательно будет играть потешками со своим ребенком (воспитанниками).

Потрите ладошками - у кого остались вопросы, и кто дополнительно хотел бы со мной пообщаться.

В конце всем участникам раздаются буклеты с потешками, используемыми в мастер – классе.

Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Музыкальная потешка как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 23 июля 2025 в 07:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Музыкальная потешка как средство художественно-эстетического развития детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Каландадзе (УИ 2529135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных