Папки-передвижки

Мастер-класс «Джутовая филигрань» для самореализации ребенка с ОВЗ (3 фото)

Набойщикова Анастасия Александровна
Мастер-класс «Джутовая филигрань» для самореализации ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс на тему : «Джутовая филигрань»

Воспитатель: Набойщикова Анастасия Александровна.

Актуальность темы

Создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности – является основой кружковой работы в коррекционной школе.

Публикация «Мастер-класс „Джутовая филигрань“ для самореализации ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

Мастер-класс «Джутовая филигрань» для самореализации ребенка с ОВЗ

Творчество – постоянный спутник детства. Занятия творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности обучающихся с проблемами в развитии. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.

Практика работы школы-интернат показывает, что рациональная организация внутри школьной коррекционной работы способствует более глубокому и всестороннему развитию обучающихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

В связи с этим, трудно переоценить роль учителя в процессе формирования творческих возможностей обучающихся. Обычно отношение детей к кружковым занятиям определяется их отношением к педагогу, так как именно его авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка в достижении желаемого результата.

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для формирования трудолюбия и общей культуры у школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогам необходимо постоянно развиваться, учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Одной из наиболее эффективных и современных форм презентации педагогического опыта работы является мастер-класс, в современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом», педагоги делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».

Данная методическая разработка МК по «джутовой филиграни» составлена для педагогов с целью обмена опытом. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта Набойщиковой Анастасии Александровны и предназначена для кружковой работы с обучающимися воспитанниками в возрасте 9-15 лет.

Занятия джутовой нитью развивают мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, способствуют сосредоточенности, учат аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели, а так же являются средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.

Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности.

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «джутовая филигрань».

Задачи:

познакомить педагогов с изготовлением подставки-цветка под горячее в технике джутовой филиграни;

обучить последовательности действий, использованию методов и приемов филигранной техники из джутовой нити на примере изготовления подставки-цветка под горячее;

создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;

способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Фото «Джутовая филигрань»

Ожидаемые результаты мастер - класса :

повышение креативности педагогов;

возможность применение педагогами данного метода в своей практике;

изучение разработки по теме мастер-класса;

рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов техники «джутовой филиграни» в процессе работы;

изготовление подставки под горячее, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.

Методы:

интерактивный (словесный, наглядный, практический);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:

объяснение;

консультация;

рассказ;

беседа с показом практических действий;

изготовление поделки;

Использование наглядности:

презентация к мастер-классу, выполненная в программе PowerPoint «Джутовая филигрань»;

образцы готовых работ, выполненные детьми;

материалы для практической работы.

Материалы и инструменты:

Главный материал для джутовой филиграни – шпагат джутовый.

Дополнительные инструменты - прозрачный клей «Мастер» или «Титан», который станет фиксатором, ножницы, пинцет. Может пригодиться толстая игла, спица или тонкое шило.

Структура плана-конспекта мастер-класса на тему «Джутовая филигрань»

- вступительная часть, где руководитель мастер-класса даёт необходимые целевые установки, раскрывает содержание занятия его ожидаемые результаты;

- теоретическая часть МК, рассказ руководителя, о технике мастер-класса используя презентацию «Джутовая филигрань»;

- практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению поделки;

- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы работы, которые с его точки зрения наиболее важны;

- кульминация творческого процесса, выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса с комментариями самих участников;

- рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

- подведение итогов руководителем мастер-класса, в заключении небольшая релаксация;

- список используемой литературы и Интернет-ресурсов.

Мастер-класс  для самореализации ребенка с ОВЗ - фото

Технологическая карта мастер-класса «Джутовая филигрань»

Этапы мастер-класса. Деятельность руководителя МК. Время. Деятельность участников мастер-класса

1. Вступительная часть: сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса.

4 мин.

2. Теоретическая часть МК:

рассказ о технике «джутовая филигрань» сопровождаемый показом презентации «Джутовая филигрань», а также показ поделок выполненных обучающимися группы «Рукоделие» в сопровождении тихой музыкой.

10 мин.

Участники МК рассматривают изображения поделок из джутовой нити и в технике «джутовая филигрань», слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему МК

3. Практическая часть МК:

перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности. Рассказ и показ методических и технологических приёмов изготовления изделия в технике «джутовая филигрань» - подставка-цветок под горячее. Затем вместе с руководителем МК участники приступают к работе над подставкой-цветком под горячее.

25 мин.

Прослушав инструктаж по технике безопасности, участники МК приступают к самостоятельной творческой деятельности. Работают под руководством педагога проводящего МК, задают вопросы.

4. Комментирующая часть МК:

дать отдохнуть участникам МК, провести физкультминутку. Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качества выполнения задания.

15мин.

Выполняют физкультминутку. Внимательно слушают и повторяют элементы и методы, которые показывает педагог МК на своей поделке.

5. Кульминация творческого процесса:

После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему МК.

6 мин.

Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ. Рассматривают и оценивают красоту поделок. Задают интересующие их вопросы руководителю МК.

6. Рефлексия:

Мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.

Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников.

10 мин.

Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются самооценкой, проделанной работы. Рефлексия – приём «Поляна настроения» :

используя приготовленные цветочки, дают оценку МК.

7. Подведение итогов:

Мастер – педагог подводит итоги МК и, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. Просьба заполнить анкету. В завершении МК руководитель МК предлагает помедитировать.

10 мин.

Ход проведения мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

- Я очень рада видеть вас здесь, в нашей школе - интернате.

Меня зовут Набойщикова Анастасия Александровна. Я являюсь воспитателем первой группы. На коррекционных занятиях мы с ребятами учимся мастерить поделки и сувениры из различных материалов - соленого теста, камешек, из ткани и джутовой нити. Именно работе в технике «Джутовая филигрань» мы и будем, сегодня учится.

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой маяться в безделье,

займёмся лучше рукодельем!

Нам в радость эта - «канитель»

Прекрасной филигранью заниматься

Готовы мы хоть каждый день!

- Тема мастер-класса : «Джутовая филигрань».

Цель нашего МК: повышение профессионального мастерства в процессе активного общения по освоению техники «Джутовая филигрань».

Одной из задач является создание условий для вашей самореализации и стимулирования роста творческого потенциала в процессе МК.

- Великолепные узорчатые шкатулки, подставки, абажуры и другие изделия можно выполнить техникой джутовой филиграни. Эта разновидность современного мастерства требует усидчивости, определенных навыков и полета фантазии. На первый взгляд покажется совсем несложной и доступной джутовая филигрань. Мастер-класс поможет правильно подобрать материалы и приспособления, а также овладеть навыками выполнения несложной работы.

Используя электронную презентацию «Джутовая филигрань» начинаю рассказ и демонстрирую работы кружковцев.

Техника выполнения завитков и укладывание материала в виде самых разнообразных рисунков – это и есть джутовая филигрань. Смысловое значение – свивание нитей. В давние времена для этой цели использовали тонкую проволоку. Медь, серебро и даже золото применялись для создания необыкновенных шедевров. Процесс изготовления был довольно трудоемким и сложным. Джутовая филигрань не использует особых приспособлений и материалов. В качестве основы применяется очень простой и недорогостоящий материал.

Для этой техники берут джутовое волокно, которое выращивают в Индии. Это однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру.

И техника выполнения довольно проста. Основное применение – это декорирование всевозможных изделий, а также изготовлений поделок и изящных предметов, которые с успехом используются для украшения интерьера. Простота и доступность - основные преимущества данной техники. Также данный вид прикладного искусства, прежде всего, предусматривает творческий подход к делу.

Основным материалом является джутовый шнур. Бобину шпагата приобрести несложно. Для разноцветных работ его окрашивают акриловой краской в самые разнообразные цвета.

Также будут необходимы ножницы, пинцет, шило, тонкая спица, прозрачный клей «Титан» или любой другой такого же назначения. А акриловым лаком или клеем ПВА покрывают готовые поделки.

- Прежде чем приступить к практической части нашего занятия повторим правила техники безопасности

Техника безопасности при работе с клеем «Мастер».

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия очень аккуратно.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Очень важно всем понять,

Как их нужно подавать.

Не острыми конечками,

А вперед колечками.

Влево – вправо не маши,

А на место уложи,

Не пугаю я напрасно.

Ножницы – предмет опасный.

Нужно правила всем знать,

Аккуратно соблюдать.

И получим ты и я

Наслажденье от труда!

- Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому послушайте притчу:

Жил-был завистливый человек, однажды он решил проверить мудрость своего учителя. Поймал человек в поле бабочку, зажал её в кулаке и пошёл на площадь, где учитель беседовал со своими учениками. Подойдя ближе, он сказал: Учитель, ты мудрый, ты всё знаешь. Ответь, в моём кулаке бабочка живая или мёртвая?

Расчет его был такой: Если учитель скажет, что бабочка живая, то он незаметно сожмёт кулак и покажет мёртвую бабочку, а если учитель скажет, что бабочка мёртвая, то он раскроет кулак и выпустит бабочку на свободу. Таким образом, любой ответ учителя будет неправильным, и тогда все увидят, кто же действительно мудр.

А учитель посмотрел на него с грустью и ответил: ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, ЧЕЛОВЕК.

Так вот уважаемые коллеги я тоже хочу сказать вам, что все сегодня в ваших руках.

- Приступаем к практической части.

Работу начинаем с выбора рисунка. Пусть это будет незамысловатый эскиз - подставки – цветка под горячее. Делаем четкий набросок на бумаге или используем готовый. Для удобства лист с эскизом помещаем в канцелярский полиэтиленовый (прозрачный) файл.

Начинаем работу с аккуратного и очень внимательного нанесения клея по всему контуру эскиза рисунка. Теперь поверх клеевого контура выкладываем отрезки шпагата. Следует учесть, что джутовая нить неоднородная. При укладке ее следует слегка расправлять и перекручивать. Многие мастера клей наносят не на контуры эскиза, а непосредственно на сам шпагат. Его сворачивают в завитки пинцетом и плотно укладывают на клеевую основу. Тонкой деревянной шпажкой нить расправляют по рисунку. Таким образом заполняется все поле.

-Показываю пример.

Самостоятельная творческая деятельность участников МК.

-А сейчас давайте прервемся и отдохнем, проведем физкультминутку.

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок-

И зажали в кулачок.

- Отдохнули? И продолжаем наш мастер-класс.

- После обработки всего эскиза джутовая филигрань еще не готова. Проводят просушивание. Для этого заготовку помещают под пресс. Через шесть часов клей хорошо просохнет. Снимают пресс и осторожно отделяют поделку. Для этой цели можно использовать нож или другой острый предмет. Теперь работа закончена. В зависимости от творческой задумки готовая поделка может состоять из нескольких фрагментов, выполненных техникой джутовой филиграни. В этом случае прорабатывают все части поделки. Каждую часть последовательно отрабатывают в одной и той же последовательности. Затем готовые части скрепляются в единое целое. Самый обычный материал превращается в красивые изделия, которые всегда будут великолепным подарком для друзей.

-Предлагаю обсудить получившиеся подставки-цветочки.

Рефлексия – приём «Поляна настроения» :

- Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

-Уважаемые коллеги, у вас есть 3 цветочка: синий, красный и жёлтый. А на доске у нас поляна, только она без цветов, давайте её сейчас оденем.

Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите на поляну жёлтый цветок.

Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили, то прикрепите на поляну красный цветочек.

А если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите цветочек синего цвета).

- Прошу обосновать свой ответ.

Я очень надеюсь, что это знание вам пригодятся, и вы сможете украсить такими подставками-цветами интерьер столовой комнаты. И после приобретения определенных навыков замахнётесь на что-то более серьезное.

- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам ещё одну древнюю притчу:

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно!- удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю,если сам не умею летать?

-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы…

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья. "

Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь.

- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.

Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!

Список литературы:

1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост. : Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред. : Постников А. С., Прыгунова А. П. – М. : МГДД (Ю)Т, 2009

3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.

4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Детский мастер-класс по аппликации открытки «К Дню ребенка»Детский мастер-класс по аппликации открытки «К Дню ребенка» Программные задачи: учить детей делать открытку,продолжать совершенствовать работу с ножницами,вырезать симметричные детали из бумаги,сложенной.

Джутовая филиграньДжутовая филигрань Сегодня я представляю новые свои работы из джута. Джут- самая обычная веревка, которую можно всегда купить в хозяйственном магазине. Изготавливается.

Джутовая филигрань. Поделки из шпагата своими рукамиДжутовая филигрань. Поделки из шпагата своими руками Джутовая филигрань это изящные ажурные изделия. Изделия из джута можно делать как для дома, так и для подарков друзьям. Это очень красиво.

Мастер-класс «Филигрань. Плетение бабочки из джутового шпагата»Мастер-класс «Филигрань. Плетение бабочки из джутового шпагата» Бабочка в рамке. Я рада приветствовать Вас на этом мастер-классе. Сегодня хочу поделиться одним из видов декоративно-прикладного творчества.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Подвижные игры в жизни ребенка» Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Подвижные игры в жизни ребенка» Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка.

Мастер-класс «Снежинки из бросового материала: пробки и джутовая нить»Мастер-класс «Снежинки из бросового материала: пробки и джутовая нить» Данный мастер-класс предназначается для педагогов, родителей и совместного творчесства детей и их родителей. Для работы нам понадобится:.

Мои поделки из джута «Джутовая филигрань»Мои поделки из джута «Джутовая филигрань» Мои поделки из джута - «Джутовая филигрань» «Филигрань» в моем творчестве из джута, конечно, сильно сказано. Время от времени достаю клубочек.

«Веер». Джутовая филигрань. Мое творчество«Веер». Джутовая филигрань. Мое творчество Прежде чем представлю свою работу - хотелось немного поделиться, той информацией, которую я нашла в интернет источниках. Первые упоминания.

Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации»Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар " Портфолио педагога как показатель его компетентности".

Автор публикации:
Мастер-класс «Джутовая филигрань» для самореализации ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 7 июня 2020 в 17:30
+257Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Джутовая филигрань» для самореализации ребенка с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Набойщикова Анастасия Александровна (УИ 2223330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД