Набойщикова Анастасия Александровна
Мастер-класс «Джутовая филигрань» для самореализации ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс на тему : «Джутовая филигрань»
Воспитатель: Набойщикова Анастасия Александровна.
Актуальность темы
Создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности – является основой кружковой работы в коррекционной школе.
Публикация «Мастер-класс „Джутовая филигрань“ для самореализации ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Джутовая филигрань, поделки из шпагата
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2020
Творчество – постоянный спутник детства. Занятия творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности обучающихся с проблемами в развитии. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Практика работы школы-интернат показывает, что рациональная организация внутри школьной коррекционной работы способствует более глубокому и всестороннему развитию обучающихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
В связи с этим, трудно переоценить роль учителя в процессе формирования творческих возможностей обучающихся. Обычно отношение детей к кружковым занятиям определяется их отношением к педагогу, так как именно его авторитет обуславливает желание и нежелание ребёнка в достижении желаемого результата.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать — больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для формирования трудолюбия и общей культуры у школьника с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогам необходимо постоянно развиваться, учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской деятельности. Одной из наиболее эффективных и современных форм презентации педагогического опыта работы является мастер-класс, в современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом», педагоги делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».
Данная методическая разработка МК по «джутовой филиграни» составлена для педагогов с целью обмена опытом. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта Набойщиковой Анастасии Александровны и предназначена для кружковой работы с обучающимися воспитанниками в возрасте 9-15 лет.
Занятия джутовой нитью развивают мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, способствуют сосредоточенности, учат аккуратности, терпению, настойчивости в достижении цели, а так же являются средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.
Для занятий не требуется никаких особых условий деятельности.
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники «джутовая филигрань».
Задачи:
познакомить педагогов с изготовлением подставки-цветка под горячее в технике джутовой филиграни;
обучить последовательности действий, использованию методов и приемов филигранной техники из джутовой нити на примере изготовления подставки-цветка под горячее;
создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
Ожидаемые результаты мастер - класса :
повышение креативности педагогов;
возможность применение педагогами данного метода в своей практике;
изучение разработки по теме мастер-класса;
рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;
практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов техники «джутовой филиграни» в процессе работы;
изготовление подставки под горячее, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.
Методы:
интерактивный (словесный, наглядный, практический);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы:
объяснение;
консультация;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
изготовление поделки;
Использование наглядности:
презентация к мастер-классу, выполненная в программе PowerPoint «Джутовая филигрань»;
образцы готовых работ, выполненные детьми;
материалы для практической работы.
Материалы и инструменты:
Главный материал для джутовой филиграни – шпагат джутовый.
Дополнительные инструменты - прозрачный клей «Мастер» или «Титан», который станет фиксатором, ножницы, пинцет. Может пригодиться толстая игла, спица или тонкое шило.
Структура плана-конспекта мастер-класса на тему «Джутовая филигрань»
- вступительная часть, где руководитель мастер-класса даёт необходимые целевые установки, раскрывает содержание занятия его ожидаемые результаты;
- теоретическая часть МК, рассказ руководителя, о технике мастер-класса используя презентацию «Джутовая филигрань»;
- практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению поделки;
- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы работы, которые с его точки зрения наиболее важны;
- кульминация творческого процесса, выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса с комментариями самих участников;
- рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
- подведение итогов руководителем мастер-класса, в заключении небольшая релаксация;
- список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
Технологическая карта мастер-класса «Джутовая филигрань»
Этапы мастер-класса. Деятельность руководителя МК. Время. Деятельность участников мастер-класса
1. Вступительная часть: сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса.
4 мин.
2. Теоретическая часть МК:
рассказ о технике «джутовая филигрань» сопровождаемый показом презентации «Джутовая филигрань», а также показ поделок выполненных обучающимися группы «Рукоделие» в сопровождении тихой музыкой.
10 мин.
Участники МК рассматривают изображения поделок из джутовой нити и в технике «джутовая филигрань», слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему МК
3. Практическая часть МК:
перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности. Рассказ и показ методических и технологических приёмов изготовления изделия в технике «джутовая филигрань» - подставка-цветок под горячее. Затем вместе с руководителем МК участники приступают к работе над подставкой-цветком под горячее.
25 мин.
Прослушав инструктаж по технике безопасности, участники МК приступают к самостоятельной творческой деятельности. Работают под руководством педагога проводящего МК, задают вопросы.
4. Комментирующая часть МК:
дать отдохнуть участникам МК, провести физкультминутку. Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качества выполнения задания.
15мин.
Выполняют физкультминутку. Внимательно слушают и повторяют элементы и методы, которые показывает педагог МК на своей поделке.
5. Кульминация творческого процесса:
После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему МК.
6 мин.
Составляют работы на один стол. Делают фото своих выполненных работ. Рассматривают и оценивают красоту поделок. Задают интересующие их вопросы руководителю МК.
6. Рефлексия:
Мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников.
10 мин.
Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются самооценкой, проделанной работы. Рефлексия – приём «Поляна настроения» :
используя приготовленные цветочки, дают оценку МК.
7. Подведение итогов:
Мастер – педагог подводит итоги МК и, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. Просьба заполнить анкету. В завершении МК руководитель МК предлагает помедитировать.
10 мин.
Ход проведения мастер – класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
- Я очень рада видеть вас здесь, в нашей школе - интернате.
Меня зовут Набойщикова Анастасия Александровна. Я являюсь воспитателем первой группы. На коррекционных занятиях мы с ребятами учимся мастерить поделки и сувениры из различных материалов - соленого теста, камешек, из ткани и джутовой нити. Именно работе в технике «Джутовая филигрань» мы и будем, сегодня учится.
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
займёмся лучше рукодельем!
Нам в радость эта - «канитель»
Прекрасной филигранью заниматься
Готовы мы хоть каждый день!
- Тема мастер-класса : «Джутовая филигрань».
Цель нашего МК: повышение профессионального мастерства в процессе активного общения по освоению техники «Джутовая филигрань».
Одной из задач является создание условий для вашей самореализации и стимулирования роста творческого потенциала в процессе МК.
- Великолепные узорчатые шкатулки, подставки, абажуры и другие изделия можно выполнить техникой джутовой филиграни. Эта разновидность современного мастерства требует усидчивости, определенных навыков и полета фантазии. На первый взгляд покажется совсем несложной и доступной джутовая филигрань. Мастер-класс поможет правильно подобрать материалы и приспособления, а также овладеть навыками выполнения несложной работы.
Используя электронную презентацию «Джутовая филигрань» начинаю рассказ и демонстрирую работы кружковцев.
Техника выполнения завитков и укладывание материала в виде самых разнообразных рисунков – это и есть джутовая филигрань. Смысловое значение – свивание нитей. В давние времена для этой цели использовали тонкую проволоку. Медь, серебро и даже золото применялись для создания необыкновенных шедевров. Процесс изготовления был довольно трудоемким и сложным. Джутовая филигрань не использует особых приспособлений и материалов. В качестве основы применяется очень простой и недорогостоящий материал.
Для этой техники берут джутовое волокно, которое выращивают в Индии. Это однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую структуру.
И техника выполнения довольно проста. Основное применение – это декорирование всевозможных изделий, а также изготовлений поделок и изящных предметов, которые с успехом используются для украшения интерьера. Простота и доступность - основные преимущества данной техники. Также данный вид прикладного искусства, прежде всего, предусматривает творческий подход к делу.
Основным материалом является джутовый шнур. Бобину шпагата приобрести несложно. Для разноцветных работ его окрашивают акриловой краской в самые разнообразные цвета.
Также будут необходимы ножницы, пинцет, шило, тонкая спица, прозрачный клей «Титан» или любой другой такого же назначения. А акриловым лаком или клеем ПВА покрывают готовые поделки.
- Прежде чем приступить к практической части нашего занятия повторим правила техники безопасности
Техника безопасности при работе с клеем «Мастер».
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия очень аккуратно.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности при работе с ножницами.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Очень важно всем понять,
Как их нужно подавать.
Не острыми конечками,
А вперед колечками.
Влево – вправо не маши,
А на место уложи,
Не пугаю я напрасно.
Ножницы – предмет опасный.
Нужно правила всем знать,
Аккуратно соблюдать.
И получим ты и я
Наслажденье от труда!
- Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому послушайте притчу:
Жил-был завистливый человек, однажды он решил проверить мудрость своего учителя. Поймал человек в поле бабочку, зажал её в кулаке и пошёл на площадь, где учитель беседовал со своими учениками. Подойдя ближе, он сказал: Учитель, ты мудрый, ты всё знаешь. Ответь, в моём кулаке бабочка живая или мёртвая?
Расчет его был такой: Если учитель скажет, что бабочка живая, то он незаметно сожмёт кулак и покажет мёртвую бабочку, а если учитель скажет, что бабочка мёртвая, то он раскроет кулак и выпустит бабочку на свободу. Таким образом, любой ответ учителя будет неправильным, и тогда все увидят, кто же действительно мудр.
А учитель посмотрел на него с грустью и ответил: ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, ЧЕЛОВЕК.
Так вот уважаемые коллеги я тоже хочу сказать вам, что все сегодня в ваших руках.
- Приступаем к практической части.
Работу начинаем с выбора рисунка. Пусть это будет незамысловатый эскиз - подставки – цветка под горячее. Делаем четкий набросок на бумаге или используем готовый. Для удобства лист с эскизом помещаем в канцелярский полиэтиленовый (прозрачный) файл.
Начинаем работу с аккуратного и очень внимательного нанесения клея по всему контуру эскиза рисунка. Теперь поверх клеевого контура выкладываем отрезки шпагата. Следует учесть, что джутовая нить неоднородная. При укладке ее следует слегка расправлять и перекручивать. Многие мастера клей наносят не на контуры эскиза, а непосредственно на сам шпагат. Его сворачивают в завитки пинцетом и плотно укладывают на клеевую основу. Тонкой деревянной шпажкой нить расправляют по рисунку. Таким образом заполняется все поле.
-Показываю пример.
Самостоятельная творческая деятельность участников МК.
-А сейчас давайте прервемся и отдохнем, проведем физкультминутку.
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок-
И зажали в кулачок.
- Отдохнули? И продолжаем наш мастер-класс.
- После обработки всего эскиза джутовая филигрань еще не готова. Проводят просушивание. Для этого заготовку помещают под пресс. Через шесть часов клей хорошо просохнет. Снимают пресс и осторожно отделяют поделку. Для этой цели можно использовать нож или другой острый предмет. Теперь работа закончена. В зависимости от творческой задумки готовая поделка может состоять из нескольких фрагментов, выполненных техникой джутовой филиграни. В этом случае прорабатывают все части поделки. Каждую часть последовательно отрабатывают в одной и той же последовательности. Затем готовые части скрепляются в единое целое. Самый обычный материал превращается в красивые изделия, которые всегда будут великолепным подарком для друзей.
-Предлагаю обсудить получившиеся подставки-цветочки.
Рефлексия – приём «Поляна настроения» :
- Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
-Уважаемые коллеги, у вас есть 3 цветочка: синий, красный и жёлтый. А на доске у нас поляна, только она без цветов, давайте её сейчас оденем.
Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите на поляну жёлтый цветок.
Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили, то прикрепите на поляну красный цветочек.
А если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите цветочек синего цвета).
- Прошу обосновать свой ответ.
Я очень надеюсь, что это знание вам пригодятся, и вы сможете украсить такими подставками-цветами интерьер столовой комнаты. И после приобретения определенных навыков замахнётесь на что-то более серьезное.
- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам ещё одну древнюю притчу:
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.
-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.
-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно!- удивился человек.
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю,если сам не умею летать?
-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы…
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:
-А меня больше всего радуют твои крылья. "
Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь.
- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!
Список литературы:
1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н. В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.
2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост. : Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред. : Постников А. С., Прыгунова А. П. – М. : МГДД (Ю)Т, 2009
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.
4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.