Приложение МААМ

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Нина Чекмаева
Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
Цель мастер – класса : представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

- представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер – класса

1 часть мастер – класса

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать : рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Учитывая, это и с целью формирования познавательной активности у дошкольников с детьми старшего дошкольного возраста мы реализуем проекты «Хорошо быть волшебником», «Интеллектуально-познавательное развитие в условиях семьи и ДОУ». В ходе работы по проекту проводили опыты и эксперименты, способствующие развитию наблюдательности, умению сравнивать, анализировать, делать выводы: с песком, водой, воздухом, камнями.

Составили картотеку игр – экспериментов. В экспериментальной деятельности использовали с детьми различные материалы, обсуждая и соблюдая правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Считаем, что взрослый при этом должен быть не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности – это позволяет детям проявить собственную познавательную активность.

Таким образом, усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

2 часть мастер-класса.

Для начала я попрошу выйти ко мне 6 человек.

Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыта. А с чем? Вы должны отгадать:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….Воды

Правильно.

Мы будем проводить опыты с водой и воздухом.

Напоминаю правила безопасности при работе: аккуратно пользуйтесь емкостью для воды и своевременно поддерживайте порядок на рабочем столе, подтирайте разлившуюся воду.

Опыт №1

Кто мне объяснит, что означает выражение «выйти сухим из воды», и возможно ли это?

Давайте мы с вами убедимся в этом.

У каждого на столах есть схемы и необходимые предметы для опыта «Сухой из воды».

Возьмем стакан с салфеткой на дне (обратите внимание на то, что салфетка совершенно сухая, мы переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружая его в воду, не опуская стакан до самого дня емкости. И также ровно вынимаем его из воды и ставим его на салфетку, даем стечь воде, не переворачивая стакан. Посмотрите на салфетку намокла ли она. Что же помешало намочить ее? (Воздух в стакане) Вот мы с вами убедились в том, что значит «выйти сухим из воды».

Опыт №2

Посмотрите на схему №2 и возьмите все необходимое для этого опыта. Попробуйте перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. (Участники высказываются) А сейчас посмотрите на меня, я попробую перевернуть стакан, не пролив воды.

Я беру стакан с водой, накрываю его открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачиваю стакан вверх дном, убираю руку – открытка не падает, вода не выливается.

А теперь вы попробуйте сами выполнить этот эксперимент, глядя на схему. Почему же вода не вылилась из стакана? (Высказывание)

Вывод: на открытку давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина - воздушное давление.

А теперь немного отдохнем.

Физ. минутка.

«Дождик»

Лейся дождик веселей!

Мы с тобою дружим. (Движения руками вверх-вниз)

Хорошо нам бегать босиком по лужам, (Ходьба на месте)

Как зеленые лягушки, (Приседания)

Мы попрыгаем по лужам

Все. Напрыгались, устали, (Присесть на корточки)

Побежим сушиться к маме. (Возвращение по местам)

Опыт №3

А теперь продолжим наши исследования и выясним: можно ли заставить апельсин опуститься на дно емкости?

Приготовьте схему №3 и приступаем к работе.

Когда вы опустили апельсин в емкость, что вы увидели? (Ответы)

И даже если очень постараться утопить его не удастся. А сейчас опустим в воду очищенный апельсин. Что вы видите? (Апельсин утонул).

Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды, без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

Опыт №4

Обратите внимание на схему №4.

Возьмем краситель и растворим его в воде. Из кусочков сахара построим башенку. Нальем в тарелку с сахаром подкрашенную воду. Что произошло с сахаром после того, как вылили подкрашенную воду в тарелку? Что случилось с башней, когда сахар пропитался водой?

Вывод: вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и смешивается с ним (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне. Сахар растворяется, башня падает.

Заключительная часть.

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.

Поэтому хотела бы закончить свой мастер-класс словами К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают сами способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека опытов Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Оформление детского сада. Уголок экспериментирования во второй младшей группеОформление детского сада. Уголок экспериментирования во второй младшей группе «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 18:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Чекмаева (УИ 314609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД