МААМ-картинки

Мастер-класс «Обучение звуковому анализу слова в детском саду»

Татьяна Нестерова
Мастер-класс «Обучение звуковому анализу слова в детском саду»

Обучение звуковому анализу слова в детском саду

Семинар для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по выработке требований в свете реализации ФГОС

«Готовность выпускников детского сада к школьному обучению»

Мастер-класс на тему :

«Обучение звуковому анализу слова в детском саду»

Подготовил и провел:

Воспитатель

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»

Нестерова Т. Г.

2018-1019 уч. год

Публикация «Мастер-класс „Обучение звуковому анализу слова в детском саду“» размещена в разделах

Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё определённой способности к коммуникации; способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями.

Сейчас я Вам хочу рассказать как я провожу работу по звуковому анализу слова в своей группе.

«Звуки речи. Гласные и согласные звуки»

Цели : познакомить детей с понятиями «звук»,«звуковичок»; рассказать о том, что звукиделятся на гласные и согласные; научить детей на слух распознавать звуки.

Оборудование:, красный и синий карандаши (накаждого ребенка, куклы-звуковички (на усмотрение педагога, маленький шарик илимячик, кубик.

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

Педагог: Ребята! Сегодня мы начнем увлекательное путешествие в волшебный город Букв.

Буквы — это символы, которыми мы записываем нашу устную речь. Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где шелестят листья ш-ш-ш, пищат комары з-з-з, рычат звери р-р-р-р.

- Что мы произнесли? (Звуки).

Речь наша состоит из звуков.

Педагог: Можно ли увидеть звук? (Нет.) А ведь он живой, только невидимый. Но если бы мы могли его увидеть,он оказался бы обыкновенным малышом с ласковым названием звуковичок.

Педагог демонстрирует детям иллюстрацию со Звуковичком

Педагог: Как только кто-то из вас произносит звук, звуковичок вылетает изо рта.

Итак, звук, или звуковичка, можно проговорить и услышать, но нельзя увидеть.

Всегда ли легко звуковичку покинуть свой домик (наш ротик) и выпорхнуть из него? Иногда дверки домика открываются легко и звуки из них вылетают и катятся, как шарики или мячики (педагог прокатывает шарик или мячик

по столу, не встречая никаких преград: [а], [о], [у], [ы], [и],[э] (пропевает звуки вместе с детьми).Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи.

«Знакомим с гласными звуками»

Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке. Рассматривая артикуляцию звука выясняем, чтовоздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос.

Эти звуковички —девочки. У них прекрасный голос. Поэтому всех их зовут

гласными. Звуковички-девочки носят красные платьица.

Предлагаю следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

• Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);

• Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

• Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

• Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове :

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно, и закреплять его символом. Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова; в середине слова.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество

«Знакомим с согласными звуками».

Другие звуковички — мальчики, вылетая из своего домика, натыкаются на разные преграды (педагог пробуетпрокатить кубик по столу) : зубы, язык, губы — и поэтому рычат [р], шипят [ш], жужжат [ж]; кряхтят [к], фыркают [ф](произносит звуки вместе с детьми).

Звуковичков-мальчиков называют согласными звуками. Они не умеют петь и очень из-за этого огорчаются. Носят они одежду или синего, или зеленого цвета.

Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:

• артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

• именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]. Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкийИспользуем символ колокольчика. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Цвет синий - твердый, цвет зеленый - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Показ слайдов

Существует очень много различных игр, для ознакомления детей со звуками

Игра: «Наушники» (уметь различать звонкие и глухие звуки речи). Закрыть ладошками уши и произносить звуки, чередуя их по звонкости и глухости. Звонкие звуки выделяются голосом, при вибрации голосовых связок. При произнесение глухих звуков голоса нет и участники должны опустить руки.

Б - П В – Ф Г - К Д – Т С - З Ш – Ж

Д / игра: «Живые звуки» - 5 участников будут «заданными звуками» к слову «ШКОЛА». Учимся выполнять звуковой синтез данного слова и анализируем его.

Рекомендуемые игры со звуками

«Слово к слову»

Цель: развитие мышления, внимания, фонематического слуха.

На наборном полотне сверху вниз расположены схемы слов. Дети должны из множества картинок выбрать те, которые подходят к данной схеме.

«Кто больше назовет?»

Цель: развитие фонематического слуха, активизация и развитие словаря.

Дети называют слова на заданный звук, педагог дает фишку за каждое слово, в конце игры подводят итоги.

Предлагаемые игры с гласными звуками :

"Немые звуки"

Цель: упражнять в правильной артикуляции гласного звука.

Ход: педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

"Припоминание слов на заданный звук"

Цель: активизировать в речи слова, которые начинаются с гласного звука (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл).

"Разложи картинки"

подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Упражнение «Внимательные ушки».

Выделение звука [б] из ряда звуков : б, т, к, б, м, н, б, п, т, б.

Педагог даё т инструкцию:

«Я произнесу звуки. Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

Педагог предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Упражнение «Подними сигнал».

Слуховой образ звука [с] сравнивается с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом, а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т. д. Дополнительные примеры:

[ж] – жужжание жука, [з] – писк комара, [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Инструкция: «Я произнесу слово. Если вы услышите в слове звук [с], поднимите флажок, вот так».

Дидактическая игра «Хлоп – топ».

Дети шагают и им дают задание: «Если вы услышите слово, которое начинается со звука [з] – хлопайте в ладоши, со звука [ж] – приседайте.

Через несколько занятий задание усложняется - на звук [с] - подпрыгнуть.

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила: передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры: дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

«Светофор»

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелё ный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания. ( например: Баман Паман Банан Банам Витамин Митанин Фитамин)

«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

Описание игры: Найти в комнате предметы, в названии которых есть заданная буква.

«Найди фишке место»

Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Картинки к игре: зебра (б, автобус (с, халат (л, аист (с, цапля (ц, улей (у, индюк (к, лось (о, зубр (р, ручка (ч, газета (т, часы (ы, кошка (ш, финиш (ш, солнце (ц).

«Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т. е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_8rq0t.ppt | 2498 Кб
 
Публикации по теме:

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Мастер-класс «Аэрография в детском саду»Мастер-класс «Аэрография в детском саду» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с одной из нетрадиционных техник рисования которую я применяю в своей кружковой.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду»Мастер-класс «Корабли для военного парада в детском саду» Вот уже третий год в нашем детском саду проводится военный парад, посвященный Великой Победе в ВОВ «Мы этой памяти верны». Начинается он.

Мастер-класс по реставрации мебели «Обновляем стульчики в детском саду» (оформление стульев)Мастер-класс по реставрации мебели «Обновляем стульчики в детском саду» (оформление стульев) Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Возможно, перед кем-то из Вас стоит проблема, волновавшая и меня: стулья в детском саду потеряли.

Мастер-класс по рисованию для детей в детском саду 5–7 лет «Мамин портрет» (поэтапно с фото)Мастер-класс по рисованию для детей в детском саду 5–7 лет «Мамин портрет» (поэтапно с фото) Я маму люблю Мне мама приносит Игрушки, конфеты, Но маму люблю я Совсем не за это. Веселые песни Она напевает, Нам скучно вдвоем Никогда.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Мастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском садуМастер-класс «Выращивание рассады в рулончиках». Экспериментальная деятельность в детском саду Предлагаю Вашему вниманию эксперимент, который мы провели с детьми старшей группы в рамке проекта «Царица – водица!» Цель эксперимента доказать,.

Тестопластика в детском саду. Мастер-класс «Что нам осень принесла»Тестопластика в детском саду. Мастер-класс «Что нам осень принесла» Тестопластика- один из видов художественного творчества, который помогает для развития мелкой моторики, умственной активности, художественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Обучение звуковому анализу слова в детском саду»
Опубликовано: 21 марта 2020 в 13:40
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД