Елена Коляскина
Мастер-класс «Старуха-чародейка Баба-Яга» из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Представление опыта работы по реализации духовно – нравственного воспитания детей через приобщение к народным традициям и знакомство с персонажами славянской мифологии.
Задачи:
Ознакомить с традиционными славянскими куклами, с технологией изготовления игровой куклы «Баба-Яга»;
Способствовать приобщению участников мастер-класса к элементам славянской культуры, формированию творческого подхода к выполнению заданий;
Учить создавать объекты материальной культуры.
Публикация «Мастер-класс „Старуха-чародейка Баба-Яга“ из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Ход мастер-класса В последнее время большой интерес педагогов вызывает проблема духовного возрождения общества. Мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения прежней идеологии, к сожалению, быстро заполняется культом «Золотого тельца», культом, обожествляющим власть денег. Но издавна известно, что культ богатства не соответствует исконно русскому идеалу, русской духовной традиции. Поэтому очень важно сегодня - приобщать ребёнка к традициям тысячелетней русской культуры, к идеалу «преображения души». Духовная чистота, доброта и правда, поиски красоты вечной и непроходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству, то есть истокам нашей культуры.
Процесс вхождения ребё нка в культуру можно условно разделить на три этапа:
1. Знакомство с традициями русской культуры.
2. Осмысление их и принятие для себя.
3. Стремление сохранить эти традиции, поддержать их.
Устное народное творчество, фольклор, народное декоративно-прикладное искусство находят большое отражение в системе работы по данному направлению в рамках Образовательной программы ДОУ. И если говорить о возможности выбора своих жизненных интересов, эстетических ценностей, представлений, то надо говорить и о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Приоткрывая оконце в загадочный мир народной культуры, пробуждая в детях «генную память», давая им самостоятельные творческие задания, мы тем самым возвышаем их духовные потребности доступными нам средствами.
Идея познакомить воспитанников старшей группы со славянской мифологией, возникла после знакомства с книгами Владислава Артемова «Славянские боги и божки», «Славянские мифические существа», «Мифы и предания древних славян», «Духи и существа потустороннего мира». Сама была удивлена, что славянская мифология так всеобъемлюща. Это не только религия или эпос, это образ жизни наших предков. Она находила воплощение и в быту – будь то обряды, ритуалы, земледельческий календарь или календарь обрядовых кукол, сказки и былины. Отрадно, что мой интерес поддержали и воспитанники, им захотелось разобраться, откуда появились такие высказывания: «Чур, меня», «Лихо одноглазое», «Разморило меня», «Русским духом пахнет» и т. д. Таким образом, возникло желание изучить данный вопрос, который в дальнейшем перерос в проект «Сказка или миф».
В мир сказок мы вступаем в самом раннем детстве, как только начинаем говорить. Сказки любят все: и взрослые и дети. И первой нас заинтересовала тема «Образ Бабы Яги в русских сказках». Так кто же такая Баба Яга? Где она живёт? Кто её придумал? Какая роль у Бабы Яги в сказках? Мы решили больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Ведь Баба-Яга – едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных героинь русских народных сказок. Какая она? Это уродливая, злая и коварная старуха, наделённая магической силой. Внешность ее пугает. Вот- вот прилетит она на ступе, схватит непослушную девчонку и унесет в свое логово- избушку на курьих ножках, а там, поди, зажарит и съест её. А может Баба-Яга поможет Ивану-царевичу вернуть похищенную красавицу? Так кто же она на самом деле? Добрая или злая?
Работа над проектом велась по двум направлениям:
1. Взаимодействие с семьей. Поиск информации по заданным темам, выполнение творческих заданий, подбор материала для работы. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Баба-Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее прообразом является изначально положительное божество славянского пантеона - хранительница рода и традиций;
По мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир;
Имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться»;
В сказках она предстает в образе безобразной старухи, живущей в лесу в избушке на куриных ножках, куда обязательно попадает главный герой;
По мнению воспитанников, Баба-Яга – персонаж отрицательный;
Волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-похитительница;
Образ Бабы-Яги настолько колоритен, что к его интерпретации обращается множество зарубежных и российских писателей, кинематографов, художников, скульпторов и других деятелей искусства.
2. Продуктивная деятельность с воспитанниками. Изготовление кукол, изготовление метлы и элементов для ступы. В ходе работы над проектом были созданы куклы по образу Бабы-Яги, которые найдут применение в театральной деятельности, режимных моментах, а так же в качестве сюрпризного момента в непосредственной образовательной деятельности.
Для изготовления кукол нам понадобится: Бумажный одноразовый стакан, бамбуковые шпажки, ткань различной фактуры и величины, воздушный пластилин, пряжа, ножницы, двусторонний скотч, нитки, мочало. Описание процесса изготовления куклы:
1. Из воздушного пластилина формируем голову, приклеиваем волосы из пряжи и повязываем платок из треугольного куска ткани.
2. Делаем шпажкой прокол по центру бумажного стакана, вставляем шпажку острым концом внутрь стакана и оформляем тесьмой тупой конец шпажки.
3. Квадратный кусок ткани сворачиваем по типу куклы «Кувадки» и надеваем на острие шпажки, следом надеваем голову куклы.
4. Из прямоугольного куска ткани скручиваем рулончик и вставляем под ткань чуть ниже головы и фиксируем нитками, таким образом, формируем руки куклы.
5. Приклеиваем к верхней части стакана край ткани, из которой сформировано платье куклы и обклеиваем всю поверхность стакана мешковиной, верх и низ стакана обвязываем джутовой нитью.
6. Из мочала формируем небольшой веник и вставляем в него шпажку, метла готова.
7. Декорируем платье куклы кусками ткани и повязываем фартук.
Наша кукла «Баба-Яга» готова!
На кукол не влияет время, и они по - прежнему находят свой путь к сердцам детей и взрослых. Они напоминают нам о нашей богатой истории, связывают нас с нашими предками.