Получи документы

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» (13 фото)

Эльвира Белова
Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»

Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта, для более углублённого изучения данной темы, был создан кружок «Горенка», где дети с удовольствием занимались. Организация такой работы помогла нам добиться определённых результатов.

Название проекта - «Родные истоки"

Тип проекта - познавательно-творческий.

Возраст детей - подготовительная группа.

Вид проекта - долгосрочный.

Публикация «Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Родные истоки“» размещена в разделах

Срок реализации- сентябрь 2018 г. - май 2019 г.

Актуальность проекта: Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью,бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован духовно-нравственное и художественно–эстетическое воспитание детей. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Актуальность заключается в том, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура и традиции передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствуют сохранению русских традиций и обычаев.

Воспитание на основе традиций русского народа является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Основой воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения–той среды, в которой живет ребенок, где происходит его развитие и становление личности. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель-как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому–вот черта, отличающая образованность от дикости» – говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство–это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.

Задачи:

-Формировать систему знаний о русской народной культуре, традициях и истории.

-Формирование духовно-нравственных и патриотических качеств, эстетического вкуса у детей.

-Гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка.

-Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.

-Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

Направления работы:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

2. Широкое использование фольклора.

3. Знакомство с народным искусством.

4. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Формы работы:

-Беседы с использованием наглядности;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-Создание детьми собственных изделий;

-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

-Использование народных игр, хороводов;

-Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

Методы и приёмы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);частично-поисковый, проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детей);сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Предполагаемый результат:

-Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре русского народа;

-Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

-Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

Этапы реализации проекта:

I этап (аналитический).

-Обоснование актуальности проекта.

- Определение системы, направлений, целей и задач.

-Подбор методической и педагогической литературы, пособий.

-Создание предметно-развивающей среды.

-Составление плана мероприятий.

-Проведение мониторинга.

- Анкетирование родителей.

II этап (организационный).

-Разработка ООД познавательного цикла, сценариев к праздникам и развлечениям.

-Подбор дидактического материала, дидактических игр, основанных на народном фольклоре, изготовление картотек–закличек, пословиц, поговорок, примет, народных игр, художественной литературы.

-Подбор изделий народных промыслов.

III этап (практический).

-Работа с педагогами: консультации, мастер-классы, открытые показы ООД, выступления, рекомендации.

-Работа с детьми: беседы, ООД познавательного цикла, театрализованная деятельность, проведение праздников и развлечений, организация проектной деятельности в уголках (познавательно- игровом, художественном, музыкальном, знакомство с предметами старины, декоративно-прикладным искусством, мастер- классы, дидактические игры

-Работа с родителями: консультации, беседы, дни открытых дверей, участие в праздниках, развлечениях, мастер-классы, оформление рекомендаций, информационного стенда, буклетов, анкетирование.

IV этап (итоговый).

-Анализ достижения целей и полученных результатов.

-Практический и теоретический семинар, консультация по теме проекта.

-Выполнение педагогами и родителями совместных творческих работ и пособий.

-Проведение выставки совместных работ родителей и детей.

-Анкетирование родителей «По приобщению детей к истокам русской народной культуры».

-Обобщение опыта по теме проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Сентябрь.

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Народные промыслы».

4. Консультации для педагогов по теме: «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа».

5. Знакомство детей с мини-музеем "Русская изба"

Фото «Родные истоки»

Октябрь.

1.«Родной свой край – люби и знай» - беседа с детьми о родном городе.

2. ООД "Как жили люди на Руси?"

3. Беседа с детьми о празднике «Покров Пресвятой Богородицы».

4. Консультация для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

5.«Осенины – осенняя ярмарка»- развлечение и выставка работ из природного материала

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников - фото

Ноябрь.

1.«Славься, Россия, чудо-мастерами» или путешествие по народным промыслам- рассматривание альбомов,подлинных изделий.

2.«Филимоновские свистульки» – знакомство с творчеством филимоновских мастеров.

3. Изобразительная деятельность – лепка и роспись филимоновской игрушки.

4. Рассказ о празднике «Синичкин день». Дидактическая игра «Перелётные птицы».

5. Знакомство детей с народной игрушкой. Изготовление детьми куклы – самоделки.

Фото №1 Предлагаю Вашему вниманию познавательно творческий проект по духовно нравственному воспитанию дошкольников

Декабрь.

1. Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

2.«Пришёл мороз – береги ухо и нос» - загадывание загадок о морозе,разучивание заклички «Ты, мороз,мороз».

3.«Дымковская игрушка» - знакомство детей с народным промыслом.

4. Изобразительная деятельность – лепка и роспись дымковской игрушки.

5.«Святой Николай, подарки нам раздай!»-развлечение.

6. Беседа с детьми о традициях празднования Нового Года.

Фото №2 В рамках реализации проекта для более углублённого изучения данной темы был создан кружок Горенка где дети с удовольствием занимались

Январь.

1.«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Разучивание и пение колядок, слушание русских народных песен, традиционные рождественские народные игры.

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

3. Развлечение «Колядки на Святки»

4. Беседа по ознакомление детей с народно – прикладным искусством «Золотая Хохлома».

5. Изобразительная деятельность – роспись ложек.

Фото №3 Организация такой работы помогла нам добиться определённых результатов Фото №4 Название проекта Родные истоки Тип проекта познавательно творческий

Февраль.

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».

2.«Зимние узоры» - знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

3.«Дело мастера боится» - знакомство со сказкой «Семь Симеонов», повторение пословиц о труде, музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».

4.«Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - знакомство с городецкой росписью и историей её появления.

5. Изобразительная деятельность – роспись деревянной доски.

Фото №5 Возраст детей подготовительная группа Фото №6 Вид проекта долгосрочный

Март.

1.«Грач на горе – весна на дворе» - беседа о русских обычаях встречи весны.

2.«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! – беседа о Масленице,пение песен,частушек, русские народные игры.

3. Развлечение «Масленица».

4.«Гжель прекрасная» - знакомство детей с Гжельским художественным промыслом.

5. Изобразительная деятельность – роспись тарелок.

6. Выступление на ГМО на тему: «Ознакомление дошкольников с культурой и традициями своего народа.

Фото №7 Публикация Познавательно творческий проект по духовно нравственному воспитанию дошкольников Родные истоки размещена в разделах Осень

Апрель.

1.«Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения,традициях и обычаях праздника,рассматривание и обсуждение иллюстраций).

2. Открытое занятие для родителей по ИЗО - «Украшаем пасхальное яйцо».

3. Конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».

4.«В гости к нам пришла матрёшка» - рассказ об истории создания игрушки,чтение стихов,потешек.

5. Изобразительная деятельность – лепка и роспись матрёшки.

Фото №8 Сценарии осенних развлечений Проекты творческие Проекты

Май.

1.«Живёт в народе песня» - беседа о русской народной песне, знакомство с пословицами и поговорками о песне.

2.«Поэзия народного костюма» - рассказ о народном костюме с использованием видеоматериалов.

3.«На героя слава бежит» - беседа о русских богатырях, знакомство с былинами.

4. Заключительная беседа о прошлом родного края, просмотр видеоматериалов.

5. Изобразительная деятельность – рисование «Моя малая родина»

Фото №9 Проектная деятельность Социализация и воспитание детей

Результаты реализации проекта:

В результате комплексной работы у детей сформированы первоначальные представления о культуре русского народа,расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует развитию творческих способностей и эстетического вкуса у детей,а также умению различать и называть народные промыслы. У детей обогащается словарный запас при знакомстве с народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки,народные сказки и песни;формируются двигательные навыки,чему способствуют подвижные игры,пляски,хороводы;формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте,правде,красоте, трудолюбии,храбрости и отваге;развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение ко взрослым,сверстникам и малышам,развивается чувство коллективизма; развивается эмоционально-волевая сфера;формируются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу,к традициям и культуре,языку,символики,что способствует гармоничному,позитивному развитию личности,а также зарождению фундаментальных черт национального характера.

Фото №10 Проекты Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект август Срок реализации сентябрь г

Используемая литература:

Ватаман В. Г. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа,разработки занятий и мероприятий - Волгоград: УЧИТЕЛЬ,2008.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.

Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2000.

Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПБ. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2008.

Ботякова О. А. ,Голякова Л. Ф. ,Зязева Л. К. ,Прокофьева С. А. ,Сорокина Г. Г. ,Тимофеева Е. Я. ,Федорова О. М. Российский этнографический музей - детям: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПБ. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,2001.

Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: УЧИТЕЛЬ,2019.

Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М. : Мозаика - Синтез, 2005.

Яковлева Н. Н. Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Использование образовательного пространства мини-музея "Русская изба". - СПБ. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2014.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек»Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек» Познавательно-информационно -творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек» ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие»Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие» Проект в разновозрастной группе духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга».

Проект «Родные истоки» Проект «Родные Истоки»Цели проекта: 1. расширение знаний о водоёмах родного края; 2. пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению.

Автор публикации:
Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»
Опубликовано: 26 августа 2020 в 11:49
+337Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД