Юлия Мищенко
Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-информационно -творческий проект по экологическому воспитанию «Кормушки для пичужек»
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Публикация «Познавательно-информационно-творческий проект по экологическому воспитанию „Кормушки для пичужек“» размещена в разделах
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (Александр Яшин).
Тип проекта: познавательно - информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация, физическая культура.
Актуальность темы: Очень важно знакомить детей уже с младшего возраста с некоторыми важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма, на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания зимующих птиц от продолжительности зимнего периода. Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.
Актуальность данной проблемы заключается в том что:
Тяжело приходится нашим пернатым друзья в зимнее время. Найти корм под снегом нелегко. Плохо приходится птицам зимой: холодно им и голодно. Ведь если задуматься, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да кому придет в голову считать их. В условиях нашего города мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И воробьи, и синицы, и вороны, и голуби - тоже жители Златоуста, все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дети недостаточно знают о жизни птиц зимой. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года. Утрата нравственных норм современных родителей.
В холодное время года встаёт вопрос перед нашими пернатыми друзьями: как прокормиться, как выжить и дожить до весны? Пищи, которая доступна птицам всё меньше и меньше, а потребность к ней возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Цель проекта:
Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним в холодное время года. Развитие у дошкольников чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых членов семьи принять участие в изготовлении кормушек для птиц, принять посильное участие в работе над кормушкой, выборе места расположения кормушки на участке ДОУ. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. Помочь птицам на территории детского сада пережить морозную зиму.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами
2. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
3. Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное участие в изготовлении кормушек.
Ожидаемые результаты проекта:
Воспитанники должны иметь представление о зимующих птицах, уметь совместно с родителями изготовить кормушку;
Знать, каким кормом, и как подкармливать;
Уметь наблюдать, анализировать собственную деятельность.
Родитель - активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
Определение темы проекта, цели и задач.
Подбор необходимых литературы и наглядных пособий.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями
II этап - основной (практический).
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах; продуктивная деятельность детей.
Рекомендации и консультации родителям:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
Просмотр мультфильмов.
Чтение литературы о птицах зимой, беседы с детьми по теме.
Совместные прогулки с детьми.
Рассмотреть с детьми зимних птиц на иллюстрациях, книгах, журналах.
III этап - заключительный.
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Организация и участие родителей в конкурсе «Кормушка для птичек».
Участие в акции «Кормушка для пичужки».
Планирование работы по разным видам деятельности:
1. Познание. Формирование целостности картины мира:
Цель: Рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелётов.
Беседы:
«Как живут наши пернатые зимой»
«Кто заботится о птицах»
«Чем кормить птиц»
«Как дети и их родители могут помочь птицам»
Наблюдения:
Наблюдение за птицами на кормушке.
Наблюдение за синичками.
Наблюдение за воробьями.
Наблюдение за голубями.
Наблюдение за птичьими следами на снегу.
2. Чтение художественной литературы:
Л. Воронцова «Птичьи кормушки»
В. Сухомлинский «О чем плачет синичка»
О. Григорьева «Синичка»
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
З. Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»
И. Тургенев «Воробей»
Цикл рассказов о птицах Е. И Чарушина «Про больших и маленьких»,
Н. Рубцов «Воробей», «Ворона».
Заучивание наизусть стихов по мнемотаблицам.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
Отгадывание загадок по теме.
просмотр мультфильма «Воробьишко»
3. ФЭМП: «Сколько птиц в кормушке нашей?», «Круг добра».
4. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц»
Музыкально-дидактическая игра «Птички и птенчики» муз. и слова Е. Тилечеевой.
Музыкально-танцевальная игра «Прилетели птички-птички невелички»
5. Художественное творчество:
Рисование. Тема: «Синичка и снегирь».
Цель: Развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Нетрадиционный вид рисования с элементами квиллинга «Рябинка для снегиря».
Цель: Учить рисовать веточку рябинки тонкой кистью и с помощью квиллинга делать ягодки, приклеивая их к веточке.
Лепка. Тема: «Птички на кормушке»
Цель: Учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»
Цель: Учить передавать особенности строения, окраски снегиря путем силуэтного врезания.
Коллективная работа «Кормушка для птиц»
Цель: Учить детей передавать в аппликации образ кормушки с птицами, вырезывать по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Передавать окраску птиц разных по виду (снегири, синицы). Учить работать ножницами. Учить располагать изображения на листе. Закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.
Кружковая работа «Волшебные пальчики»
Коллективная работа в технике квиллинг «Снегирь на ветке»
Цель: Учить скручивать свободные роллы и приклеивать готовые роллы на шаблон снегиря. Развитие мелкой моторики, терпения и усидчивости.
6. Игровая деятельность:
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» Разрезные картинки, домино - «Птицы».
Дидактические игры: «Прилетели птицы-голуби, синицы», «Один-много»,
«Назови ласково», «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Счёт птиц», «Кто что ест».
Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор»
Театрализованная игра: «Хвастунишка - воробей»
Подвижные игры:
«Снегири»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Воробушки и автомобиль»
«Вороны»
«Воробушки и кот»
«Птички в гнездышках», «Попрыгай, как….»
Результаты реализации проекта:
Работа в рамках проекта прошла увлекательно, познавательно и очень интересно. Все участники проекта и птицы остались довольны! Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли с большим удовольствием в пальчиковые игры, в дидактические и подвижные игры, рисовали птиц, Конструировали кормушки, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цели и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Все участники конкурса были награждены по различным номинациям дипломами и сладкими подарками.
Использованная литература:
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России».
Г. В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей».
И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду»
Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
Приложение.
Родители вместе с детьми смастерили кормушки для птиц.
Номинации по конкурсу " Кормушка для пичужки"
"Самая удобная и функциональная кормушка" (Хабибулин Артём)
"За профессионализм" (Боровков Игорь) .
"Самая щедрая кормушка" (Дубова Ксения)
"За техническую хватку " (Мурдасова Ева)
" Самая красочная кормушка" (Ганькин Георгий)
" Художественно - эстетическая кормушка" (Дрёмин Евгений)
" Самая изящная кормушка" (Давудзаде Раул)
" Новогодняя кормушка" (Шилимов Матвей)
Приложение:
Спасибо за внимание.