Татьяна Куликова
Мастер–класс на тему «Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто у детей, имеющими речевые нарушения, наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций:
• страдает внимание,
• память,
• имеет место общая моторная неловкость.
Практика работы с дошкольниками показывает: если систематически вводить логоритмику и ритмопластику в образовательную деятельность, то у детей:
• нормализуются психические процессы;
• быстрее формируются двигательные навыки и умения;
• чище и грамотнее становится речь.
Задачи, которые решаются в процессе логоритмических занятий с детьми:
- обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений;
- совершенствование общей моторики;
Публикация «Мастер–класс на тему „Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
- расширение лексического запаса;
1. Логопедическая ритмика (логоритмика)
– вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения.
- КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ПИРОЖКИ»
ИСПЕКЛИ МЫ ПИРОЖКИ С РАЗНОЮ НАЧИНКОЙ: С КАПУСТОЙ ПИРОГ, С МОРКОВКОЙ ПИРОГ… И Т. Д. (ДЕТИ ПЕРЕДАЮТ ПИРОЖОК ДРУГ ДРУГУ,НАЗЫВАЯ НАЧИНКУ, СТАРАЯСЬ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ.)
- «МУРАВЬИНАЯ ЗАРЯДКА»
МУРАВЬИ ПРОСНУЛИСЬ РАНО (ПРОТИРАЮТ ГЛАЗА)
ПОТЯНУЛИСЬ, ВСТАЛИ ПРЯМО (ВСТАЮТ, ПОТЯГИВАЮТСЯ)
ПРЫГ ДА СКОК, ПРЫГ ДА СКОК (ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ)
НОВЫЙ НАЧАЛСЯ ДЕНЕК!
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ЖИВЕМ - ХОРОШО БЫТЬ МУРАВЬЕМ! (ШАГАЮТ НА МЕСТЕ)
- «ДОЖДИК»
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ (ПРЫЖКИ НА ДВУХ НОГАХ)
ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ! (МАРШ)
ШЕЛ НЕСПЕШНО ПО ПРИВЫЧКЕ.
А КУДА ЕМУ СПЕШИТЬ (РАЗВЕСТИ РУКАМИ, ПОЖАТЬ)
ВДРУГ ЧИТАЕТ НА ТАБЛИЧКЕ:
«ПО ГАЗОНУ НЕ ХОДИТЬ!» (ОТРИЦАНИЕ ГОЛОВОЙ)
ДОЖДЬ ВЗДОХНУЛ ТИХОНЬКО : «ОХ!» (ГЛУБОКИЙ ВДОХ И МЕЖДОМЕТИЕ НА ВЫДОХ)
И УШЕЛ. ГАЗОН ЗАСОХ. (ПРИСЕСТЬ)
2. Двигательные упражнения, сопровождающиеся художественным словом
– вид деятельности, направленный на отработку умения управлять своими движениями и координировать их с заданным ритмом и темпом
- Массаж «Лиса» - движения выполняются соответственно тексту.
Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась!
В кулачок все пальцы сжала, растирать все лапки стала-
Ручки, ножки и бока - во какая красота!
А потом ладошкой похлопала немножко.
Стала гладить ручки. ножки и бока совсем немножко.
Ну, красавица, лиса! До чего же хороша!
- «Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
- «Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими)
3. Психогимнастика
– современная методика, относящаяся к кинезитерапии. Она включает в себя этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах.
(Я БУДУ РАССКАЗЫВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, А ВЫ НА СЕБЕ ПОКАЖИТЕ ВСЕ, ЧТО НАЗВАНО. К ЧЕМУ ПРИКАСАЕТЕСЬ- ПОГЛАДЬТЕ И ПОМАССИРУЙТЕ)
- психогимнастика
ЕСТЬ НА ПАЛЬЦАХ НАШИХ НОГТИ,
НА РУКАХ – ЗАПЯСТЬЯ, ЛОКТИ,
ТЕМЯ, ШЕЯ, ПЛЕЧИ,ГРУДЬ
И ЖИВОТИК НЕ ЗАБУДЬ!
БЕДРА, ПЯТКИ, ДВОЕ СТОП.
ГОЛЕНЬ И ГОЛЕНОСТОП.
ЕСТЬ КОЛЕНИ И СПИНА,
НО ОНА У НАС ОДНА!
ЕСТЬ У НАС НА ГОЛОВЕ
УХА ДВА И МОЧКИ ДВЕ.
БРОВИ, СКУЛЫ И ВИСКИ,
И ГЛАЗА, ЧТО ТАК БЛИЗКИ.
ЩЕКИ, НОС И ДВЕ НОЗДРИ,
ГУБЫ, ЗУБЫ - ПОСМОТРИ!
ПОДБОРОДОК ПОД ГУБОЙ
ВОТ ЧТО ЗНАЕМ МЫ С ТОБОЙ!
4. Использование программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
способствует расширению спектра движений ребёнка.
- «Воздушная кукуруза»(танцевально-ритмическая композиция)
5. Мимика
тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, мы тем самым способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики.
- ИГРА «МАСКИ» (ВЫ ДОЛЖНЫ ИЗОБРАЗИТЬ МИМИКУ С КАРТИНКИ И ПЕРЕДАТЬ СОСЕДУ)
МАСКИ С МИМИКОЙ :ПЛАЧЬ, ГНЕВ, РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, СТРАХ, РОБОСТЬ)
6. Игры с пением
помогают успешно отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения.
- «КУРИЛКА»
(ИЗ РУК В РУКИ ПЕРЕДАЕТСЯ «КУРИЛКА», С ОКОНЧАНИЕМ ПЕСНИ, У КОГО ОНА ОСТАЛАСЬ- ДОЛЖЕН ОБНЯТЬ ИЛИ ПОЦЕЛОВАТЬ ЛЮБОГО ИЗ ИГРАЮЩИХ)
КУРИЛКА, КУРИЛКА!
НОЖКИ ДОЛГОНЬКИ, ЖИВОТ КОРОТОК.
НЕ ПОМРИ ЖЕ ТЫ, КУРИЛКА,
НЕ ЗАСТАВЬ МЕНЯ ПЛЯСАТЬ, /2 РАЗА/
ВСЮ БЕСЕДУ ЦЕЛОВАТЬ!
- «РАСТЯПА»
(ИГРАЕТ НЕЧЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ ПО КРУГУ, НА «УХ!»- БЫСТРО НАЙТИ СЕБЕ ПАРУ, РАЗОРВАВ КРУГ.)
Скоро ягода поспеет - черная смородина Посмотрите – ка на нас, Вятка - наша родина! Ух!
КОМУ НЕ ХВАТИЛО ПАРЫ ГОВОРИТ: РАЗ, ДВА – РАСТЯПА Я!
ОСТАЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ: ДВА, ТРИ – РАСТЯПА ТЫ!
- «РЕМЕШОК»
(ВОДЯЩИЙ ИДЕТ ЗА КРУГОМ И ПОЕТ, С ОКОНЧАНИЕМ ПЕСНИ КЛАДЕТ РЕМЕШОК КОМУ ЛИБО И УБЕГАЕТ. КОМУ ПОЛОЖИЛИ, БЕРЕТ РЕМЕШОК И СТАРАЕТСЯ ДОГНАТЬ. ЕСЛИ НЕ УСПЕЕТ – СТАНОВИТСЯ ВОДЯЩИМ)
ПРЯЧУ, ПРЯЧУ РЕМЕШОК
ПОД КАЛИНОВЫЙ КУСТОК.
А КТО ЗОРЕНЬКУ ПРОСПИТ,
ТОГО БИТЬ, КОЛОТИТЬ!
7. Использование сюжетных, национальных, характерных танцев
зависит от двигательных умений детей. Такие танцы я обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.
-«ГУБКИ БАНТИКОМ» (исполнитель Кристина Орбакайте)
Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова даёт положительные результаты: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Чаще хвалите ребенка, чтобы ребенок поверил в свой успех, в это же должны поверить взрослые.
Спасибо за внимание!