Диана Басова
Мастер-класс «Педагогические принципы»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта учителя МОУ «СОШ №55» Новоуральского городского округа Дианы Ваильевны Басовой
Цель мастер-класса :
обобщить и представить свой педагогический опыт через проведение мастер-класса по теме «Мои педагогические принципы».
Основные задачи:
-обосновать необходимость применения педагогических принципов в учебной деятельности;
- выделить свои основные педагогические подходы и базовые принципы;
- раскрыть концептуальность выдвигаемых принципов и подходов;
Публикация «Мастер-класс „Педагогические принципы“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
-проанализировать результативность применяемых принципов и педагогических подходов.
Ход мероприятия:
1. Представление
Добрый день, уважаемые слушатели. Меня зовут Диана Ваильевна Басова, я представляю «МОУ №СОШ №55» Новоуральского городского округа. Сегодня я бы хотела поделиться с вами своими педагогическими принципами, помогающими в моей работе.
2. Рассказ о моих принципах педагогической деятельности
Проблема:
Практикующий учитель ежедневно сталкивается с необходимостью срочного решения множества педагогических задач; он постоянно ведёт внутренний анализ прошедшего урока, разговора с учеником и его родителями, диалога с коллегами и администрацией. А ещё необходимо успеть освоить программу в классе и к каждому учащемуся найти индивидуальный подход, заинтересовать его темой, оценить его достижения, а впереди: олимпиады, мероприятия, проекты, отчёты…- просто голова идёт кругом!
Последствия проблемы:
Годами копится усталость и раздражительность, происходит «эмоциональное выгорание».
Возможные решения:
Необходимо ставить перед собой достижимые цели, четко планировать их достижение и непреклонно соблюдать основные педпринципы.
Принципы педагогического процесса - ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов.
Моё решение:
Итак, давайте узнаем, какие педагогические принципы помогают мне, а значит, наверняка помогут и вам быстро достичь своей педагогической цели.
Прежде всего, ученика необходимо мотивировать, а для начала овладеть вниманием современного ученика!
Педагог может, не прекращая рассказа, останавливать взгляд на заинтересованном ученике и несколько секунд обращаться только к нему.
Для привлечения внимания знакомство с планом урока можно начать в шуточной форме, например, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведём маленький устный опрос…» Некоторые уроки я начинаю с музыкальных фраз (песенка Дуремара о пиявках, песенка про кузнечика, «Человек собаке - друг» и другие). Становясь «ярким пятном», такие приёмы концентрируют внимание класса на теме урока.
После визуального знакомства с классом необходимо вспомнить о первом принципе – различать индивидуальные достоинства учащихся. Здесь существуют две крайности: первая – это чрезмерное стремление учителя завоевать любовь учеников, иметь отклик и расположение. И вторая ловушка – холодность со стороны учителя. Маловероятно, что ученик, однажды отвергнутый, снова бы сделал попытку сближения.
Второй принцип можно сформулировать так: или вы контролируете – или вас контролируют. На уроке учитель ведёт ученика из состояния безразличия к энтузиазму и желанию решить проблемный вопрос. Учитель должен чётко осознавать свои цели и интересы учеников. Иначе урок будет выглядеть, как будто слепой ведёт слепых. Если учитель сможет гармонично вплести в тему урока последние события, окружающую действительность, сюжет популярной киноновинки – восторг и признательность обеспечены.
Для меня важен третий принцип – принцип обратной связи. Никакая педагогика невозможна без понимания внутреннего мира детей. Учитель на уроке отслеживает настроение учащихся, степень заинтересованности, уровень понимания. Становясь союзником ребёнка, личным примером учитель направляет деятельность своего ученика в нужное русло, одновременно обогащая его внутренний мир новообразованиями: пониманием ценности жизни и здоровья, любви к Родине.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. Научить применять учеников свои знания на практике – вот для чего я собираю свои коллекции проблемных тематических вопросов, лабораторных работ, методик биологических исследований.
Итак, четвёртый принцип : освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в деятельностной форме.
Моя задача – не просто рассказать материал, а изменить поведение учеников в нужном направлении. Необходимо, чтобы дети ощутили сильное желание решить возникшее противоречие немедленно.
Пятый принцип звучит так : максимально использовать возможности, знания, интересы учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Здесь необходимо использовать приёмы, помогающие повышению активности и самоорганизации учеников.
Отобрать лучшие формы, методы и приёмы, выявить интересы учащихся. Оценить правильность выбора форм и приёмов можно благодаря уровню выполнения контрольных тематических работ.
Результат:
Применение данных приёмов и принципов позволяет повысить КПД через мотивацию учащихся, стимуляцию их самоорганизации и снизить эмоционально-временные затраты учителя.
3. Практическая часть (работа в группах)
Заполнение таблицы с заданиями (приложение 1)
4. Анализ результатов
Выбор представленных принципов считаю обоснованным, так как они помогают достижению:
-высокого уровня мотивации учащихся;
-формированию авторитета учителя;
-высокой продуктивности занятий;
-сохранения контроля в различных ситуациях;
-грамотной организации рабочего времени.
Благодарю за внимание!
Приложение 1
№ Принцип Задание Ответ
1 «Различать индивидуальные достоинства учащихся» С кем можно сравнивать ученика?
2 «Или вы контролируете – или вас контролируют» Ученик намеренно на уроке проверяет вашу рассудительность: высказывает неуместные мнения и факты, изобретает множественные посторонние вопросы… Ваши действия?
3 «Принцип обратной связи» Урок начинается с того, что каждый ребёнок показывает одну из «мордашек»
Стали бы Вы применять такой метод на уроке? Почему?
4 «Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в деятельностной форме» Приведите примеры трё х различных заданий под названием: «Лови ошибку!» Какой отличительный (переходящий) знак можно вручать ученику, справившемуся с заданием первым?
5 «Максимально использовать возможности, знания, интересы учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования» Деловая игра «Компетентность» заключается в том, что группы учеников готовят к уроку пакеты с заданиями. После обмена вопросами приступают к их выполнению Игру можно «закольцевать». Какие параметры должен применить учитель к вопросам?