Светлана Резаева
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Разделяем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
- повысить уровень экологической культуры;
Развивающие:
- развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Публикация «Мастер-класс по изготовлению дидактической игры „Разделяем вместе“» размещена в разделах
- заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Форма организации: групповая
Оснащение: игра состоит из пяти кармашков разного цвета (баки для сбора мусора, наклеенных на лист картона и карточек с изображением предполагаемых отходов (пища, стекло, пластик, металл, бумага).
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели ДОО, родители.
Методы обучения:
словесный - беседа, объяснение;
наглядный - образцы изделий, демонстрация готовых работ, демонстрация слайдов;
практический – изготовление декоративного дерева, пальчиковая гимнастика.
Метод стимулирования; метод самоконтроля.
Методические приё мы: показ образца, показ способа действий.
Воспитатель: Уважаемые коллеги! Сегодня я вам представляю мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Разделяй с нами», который состоит из трех частей: введение, основная и заключительная части.
1. Введение.
Целью введения является повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.
Тема мастер-класса : дидактическая игра «Разделяй с нами».
Но сначала хотелось бы немного поговорить об актуальности данной темы. Игра посвящена важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов. Он не случаен, так как завалены мусором придорожные леса, леса и овраги у села и городов. “Благо цивилизации” пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее.
Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать детей в различные виды деятельности.
Данное дидактическое пособие многофункционально. Оно развивает не только познавательно- исследовательские способности, но и стимулирует развитие речи, способствует развитию математических представлений (цвет, величина, количество, пространственные отношение).
Дидактическое пособие может использоваться, как для индивидуального занятия с ребенком, так и в совместной деятельности, одновременно с группой воспитанников, в том числе с участием взрослого, как играющего партнера.
Игра рекомендуется для использования педагогами дошкольного образования, а также родителями.
2. Основная часть
Целью основной части является практическая деятельность по изготовлению дидактической игры. Основная часть работы по изготовлению дидактической игры включает в себя 3 этапа -подготовительный, практический и заключительная часть.
1 этап – подготовительный.
Цель: подготовить кисти рук и пальцы для дальнейшей работы.
Ход деятельности
В труде немало разных техник,
Как воспитатель, знаю их.
И цель передо мной такая –
Тому, что знаю, научить других.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю выступить вам в роли дошкольников.
- Вы готовы?
На данном этапе с целью тренинга кистей и пальцев рук провожу пальчиковую гимнастику (воспитатель проводит пальчиковую гимнастику).
Пальчиковая гимнастика «Приведем планету в порядок»
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук.
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх,
постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат,
(Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для зайчат.
(Пальцы соединить, показать "крышу")
Вот какой хороший дом,
(Сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживем.
(Вращать кисти рук)
2 этап – практический.
Цель: Изготовление дидактической игры.
На данном этапе для реализации целей нам понадобятся следующие материалы: листы картона зеленого, красного, желтого, синего и коричневого цветов (для вырезания мусорных баков, белый картон, карточки с изображением предполагаемых отходов (пища, стекло, пластик, металл, бумага, ножницы, клей.
1. Вырезаем бак зеленого цвета «Стекло».
2. Вырезаем бак красного цвета «Металл».
3. Вырезаем бак желтого цвета «Бумага».
4. Вырезаем бак синего цвета «Пластик».
5. Вырезаем бак коричневого цвета «Опасные отходы».
6. Наклеиваем все баки на белый картон, оставляя кармашки для карточек с изображением предполагаемых отходов.
7. Распечатать карточки с изображением предполагаемых отходов (пища, стекло, пластик, металл, бумага).
Дидактическая игра «Разделяем вместе готова»!
8. Существует два варианта игры.
ВАРИАНТ 1
Дидактическая игра «Сортируем мусор по материалу»
Цель: развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Ход игры:
Существуют баки (урны) для сбора отходов.
(Показываем урны (контейнеры). Обращаем внимание, что они разного цвета)
В желтые урны собирают бумажные отходы, в зеленые – стекло, в красные – металл, синие – пластик.
Дети показывает карточку с изображением предмета, определяют, из какого материала сделана ненужная вещь, называют его.
Определяют, в какую урну его отнести.
Вопросы: Ребята, какая проблема у нас возникла? Как мы ее решили? Для чего сортируют мусор? Что же с ним будут делать? (перерабатывать). Какие вещи можно сделать из этих материалов?
ВАРИАНТ 2
Дидактическая игра «Что из чего сделано?»
Цель: учить классифицировать предметы по качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры:
Расскажите, что бывает:
- Пластиковое, пластиковый, пластиковая, пластиковые – окно, пакет, машина, бутылки…
- Металлический, металлическая, металлическое, металлические – гвоздь, кастрюля, ложки…
- Стеклянный, стеклянная, стеклянное, стеклянные- шар, бутылка, зеркало, тарелки….
- Бумажный, бумажная – коробка, книга, тетрадь….
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
3. Заключительная часть.
Цель: подведение итогов мастер-класса.
- Молодцы! Дидактическая игра «Разделяем вместе готова»!
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Таким образом, формирование представлений у детей о сортировке отходов, как об одном из способов сохранения природы можно осуществить с помощью дидактической игры, изготовленной своими руками.
Закончить хотелось бы словами Сэмуэла Батлера - «Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз».
Спасибо за Ваше внимание.