Мастер-класс «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством народно-прикладного искусства»

Светлана Шакирова
Мастер-класс «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством народно-прикладного искусства»

Шакирова Светлана Львовна

Мастер-класс по теме «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство»

Цель: представление методов и приёмов обучения детей различным видам народной росписи.

Этапы проведения:

1. Введение в тему мастер-класса.

2. Основная часть.

а) краткое знакомство с видами росписи (гжельской, хохломской, городецкой);

б) «школа подмастерьев»;

в) физминутка

г) творческая мастерская;

д) «ярмарка».

3. Заключительная часть.

а) рефлексия;

б) вопросы мастеру;

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам свой мастер класс «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через народно-прикладное искусство»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, к которой и относится декоративно-прикладное творчество.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, недостаточно или очень мало, поэтому я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством.

Перед собой я поставила задачи: подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать приёмы работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнаментов.

В работе использую различные методы и приёмы: метод обследования, наглядности (рассматривание стилизованных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия); «метод подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение) жест руки (ребёнок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

В результате проделываемой мною работы дети:

- узнают и называют знакомые виды народно-декоративного искусства;

- составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

- умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

- используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми приёмами трех видовросписи: городецкой, хохломской, гжельской.

2. а) Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей Родины мы не оказались, везде встретишь чудо-мастеров,прославляющих красоту нашей земли.

Гжельские изделия всегда легко отличались: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, обычно это цветочные композиции или сценки из народной жизни.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда же взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают,что этот цвет им подарили река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины пользовались спросом во многих российских городах. Полюбилась людям такая посуда, и стали они ее называть «сине-белое чудо» или «нежно-голубое чудо».

А вот такие золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют хохломой.

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Изготовить такую посуду не просто. Сначала изделия вытачивают на станке, затем шпаклюют – покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое делают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шкурят – протирают наждачной бумагой. Затем изделие олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей, который быстро высыхает. А уже потом изделие лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи. Художники используют такие краски как: красная и черная, встречается и зеленая, но больше всего золотой цвет. Вот почему хохлому называют «Золотой Хохломой».

Мастера используют травную роспись, с применением элементов, которые называются «усики», «осочки», «травинки», «кустики». Из таких узоров составлены самые разные композиции: ветка с ягодами, листьями, цветами. Травинки наклоняются, завиваются, закручиваются – как будто на ветру. Узор занимает почти всю поверхность изделия, а край украшен каймой. Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

А эти деревянные изделия расписаны городецкой росписью. Сюжетами для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная её сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития,застолий. Растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот- вот раскроются. Так же в этой росписи есть ягодки, цветы-розетки, розаны, листья. Еще городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные: городецкого чудо-коня всегда изображают в профиль, с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом городецких художников.

Городецкие мастера делают детскую мебель, игрушки, предметы для каждодневного использования в хозяйстве и просто для красоты.

Сегодня я вам покажу некоторые элементы росписей, на примере, гжельской, городецкой, хохломской.

б)Уважаемые коллеги, представьте, что вы попали в мастерскую по расписыванию посуды и предметов для каждодневного использования в хозяйстве.

Сначала вы побудите в качестве подмастерьев, а я вашим мастером по обучению в росписи.

На столе у вас стоят краски, кисточки, стаканы с водой и палитра. Палитра вам будет нужна для получения розового и голубого цветов, это необходимые цвета в городецкой росписи. По три листа бумаги, т. к. мы будем учиться рисовать элементы трёх видов росписи.

Возьмите,пожалуйста, палитру, возьмите кисточку, которая с толстым ворсом и гуашь. Макните кисть в белую гуашь и немного зачерпните краски, положите в одну из ячеек палитры, промойте кисть. Затем макните кисть в синюю краску, возьмите краски на кончике кисточки и перемешайте их вместе. Получилась голубая краска. Промойте кисть водой. Промокните тряпочкой. То же самое проделайте с белой и красной красками, для получения розового цвета. Ну вот, мы и получили нужные цвета для расписывания элементов городецкой росписи.

В городецкой росписи присутствуют такие элементы как: «розан», «купавка»,«ягодка». Обычно рисуют «розан» розовым цветом, «купавку» – голубым, а «ягоды» – любым цветом. Для «розана» мы берем розовую краску и рисуем круг, промываем кисть. Затем берем голубую краску и рисуем рядом еще круг (пока подсыхает наш розан) В середине розового круга, красным цветом нарисуем кружочек – это центр цветка. Потом, по краю круга, точно такого же цвета, рисуем, так называемые, «дужки». Должно быть чётное количество, обычно их бывает 8 штук. Пока высыхает наш «розан», мы продолжаем рисовать «купавку». Для этого мы берём уже синюю краску и рисуем круг поменьше, обычно он рисуется сверху, слева или справа, смотря в какую сторону будет смотреть цветок. Напротив центра находится самый крупный лепесток «дужка», а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепесток к центру, тем меньше по размеру. Для зарисовки «ягодки» мы возьмем красную краску и нарисуем небольшой круг. Пока подсыхает «ягодка», мы берем белую краску и начинаем оживлять наши цветы. Этот прием называется «оживка». Ставим в центре «розана» и «купавки» белые точки. На «розане», вокруг красного круга, белый круг и точки по «дужкам». В «купавке», в середине, белые штрихи, по «дужкам» – белые точки. На «ягодке» снизу белые штрихи. Так же для «оживки» используют черную краску, но в основном это в рисовании листьев. Для листочков мы берем зеленую краску и рисуем овалы с заостренными концами по обеим сторонам «купавки» и «розана». Полностью закрашиваем листочки и, когда они подсохнут, наносим «оживку». Для этого мы берем черную краску и тонкую кисточку. Кисточкой макнем в черную краску и проводим линию по верхним сторонам листьев и небольшие штрихи внутри листьев.

- Ну вот, мои подмастерья, вы и познакомились с последовательностью рисования городецкой росписи.

Теперь возьмите следующий лист бумаги. Здесь мы будем зарисовывать некоторые элементы хохломской росписи. Для расписывания хохломских изделий, мастера берут черную, красную, иногда зеленую, но больше всего золотую краски. Используют травную роспись с применением элементов, которые называются «усики», «осочки», «травинки»,»кустики». Я покажу, как нужно их рисовать, какие брать краски и кисточки.

Для изображения «усиков», мы берем тонкую кисточку, черную и красную краску. Чередуем «усик» черного цвета, затем рисуем «усик» красного цвета, потом опять черного. Последующий «усик» рисуем в противоположную сторону, тоже черной краской и так же чередуем «усики» красного цвета, затем черного.

Для выполнения следующего элемента «осочка» мы берем ту же кисть и эти же краски. По очереди выполняем «осочки».Черный «осочек», затем красный, потом опять черный и т. д. по очереди.

Для выполнения следующего элемента «травки» мы берем зеленую, черную краски и толстую кисточку. И так же, как рисовали «осочки», мы зарисовываем «травку», чередуя между собой черную и зеленую краски.

Чтобы нарисовать следующий элемент,так называемые, «кустики» мы берем черную краску и тонкую кисть. И так же, как рисовали «усики», такими же завиточками, рисуем «кустики». Завиток влево, затем завиток вправо, потом по завитку повыше в эти же стороны. А затем завиточки по середине, тоже вправо и влево.

Для зарисовки ведущего стебля «криуль» нам понадобится зеленая краска и толстая кисточка. Приступаем к работе. Берем на кисточке зеленую краску и рисуем завиток вправо, головка его смотрит вниз. Затем следующий завиток рисуем от конца предыдущего, не отрываясь, головка смотрит вверх и опять завиток, головкой вниз и так по очереди.

Следующий элемент хохломской росписи «рябина». Для его изображения нам нужны: красная, черная краски, тонкая кисть и бумажный «тычок».

Берем на кисточке черную краску и рисуем уже знакомый нам завиток, у которого головка смотрит вправо. Затем от конца головки завитка рисуем еще такой же завиток, потом третий завиток рисуем в противоположную сторону. Получилась ветка от рябины. Потом нам нужны будут бумажный «тычок» и красная краска. «Тычок» обмакнуть в красную краску, самый кончик, и наносим на веточку красные 3 кружочка вправо. Затем в шахматном порядке 4 кружочка и затем пониже еще 3 кружочка. Получилась веточка рябины. Когда подсохнут ягодки, снизу, у каждого кружочка, ставим тонкой кисточкой и черной краской точечки.

На следующем листке мы будем рисовать элементы гжельской росписи. Гжельские изделия, в основном, – это посуда. Мастера лепили из белой глины и расписывали синей или голубой краской. Полюбилась людям такая посуда, и стали они называть ее «сине-белое чудо».

Я вам покажу, как нужно рисовать некоторые элементы гжельской росписи. Существуют несколько видов «бордюр». Для зарисовки одного из видов нам будут нужны синяя и голубая краски. Голубую краску мы готовим опять в палитре. Снова берем кисточкой белую краску и кладем ее в одну из ячеек, затем промываем кисточку в воде. Берем синюю краску и самым кончиком кисточки поддеваем её, кладем ее в белую краску и перемешиваем.

Потом возьмем толстую кисточку, макаем в голубую краску и проводим волнистую линию. Затем берем синюю краску и наносим в углублениях точки снизу и сверху, в шахматном порядке.

Для следующего «бордюра» нам будет нужна тонкая кисточка и синяя краска. Макаем кисточку в синюю краску и рисуем петельки. От одной петли плавно переходим к следующей и так до определенного расстояния, какое вам нужно.

Следующий элемент – «капельки». Здесь нам потребуется толстая кисточка, синяя и голубая краски. Можно рисовать вертикальные «капельки». Нужно макнуть кисть в голубую краску и примакнуть на лист бумаги, палочку держим вниз, а ворсом вверх. Затем то же самое проделываем с синей краской и потом опять голубой, чередуя краски по очереди.

А вот «капельки» в виде цветочка будем рисовать так:

1 вариант: нам понадобится то же самое, что и в предыдущем рисунке. Рисуем голубой краской небольшой кружок, затем берем синюю краску и опять примакиваем кисточку на лист сверху кружка, а потом снизу, затем слева и справа.

2 вариант:опять берем голубую краску, рисуем небольшой круг. Затем примакиваем кисточку с синей краской вверху круга, снизу, слева и справа. А в промежутках, между капельками, примакиваем кисточку с голубой краской.

3 вариант: «веточку» рисуем, опять используя синюю и голубую краски, толстую и тонкую кисти. Берем тонкую кисточку и рисуем синей краской завиток, саму ветку. Затем поддеваем на ворс кисточки голубую краску и примакиваем вдоль всей ветки, оставляя промежутки. А в промежутках будем помещать «капельки» голубого цвета.

Так же в гжели используют элемент «веточка с ягодами», только здесь добавляется черная краска. Опять берем толстую и тонкую кисти, синюю и черную краски. Берем тонкую кисточку, рисуем завиток направленный вверх, повернутый вправо синей краской. Затем рисуем вдоль всей веточки, соприкасающиеся между собой, кружочки синего цвета по убывающей линии. Когда наши ягодки подсохнут, мы берем черную краску и наносим на каждую ягодку точку.

Самый знаменитый узор – гжельская «роза». Изображена она крупно, широкими мазками. Для выполнения розы нам нужна широкая кисть и синяя краска. Здесь мы будем использовать необычный мазок, «мазок на одну сторону» или «мазок тенями». Для этого нужно правильно распределить краску на кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине – не меньше. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия. Роспись самого цветка нужно начинать с середины, затем наносим 2 мазка слева и 2 мазка справа. Потом небольшие мазки снизу. Затем между лепестками рисуем линии по диагонали сначала вправо, затем влево. Получается сеточка. Вот и получилась наша «роза».

в)Молодцы! Славно потрудились! Наши руки устали, давайте встанем и проведем небольшую разминку.

«Разминка с кисточкой 1»

Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держать 3-мя

пальцами, выше ее метал. части)

Это трудно? Нет, пустяк! (водить кисточкой в левую и в правую

Влево, вправо, вверх и вниз. стороны, затем вверх и вниз)

Побежала наша кисть. (движения убыстряются держать

А потом, а потом кисточку вертикально)

Кисточка бежит кругом (вращать кисточкой по кругу)

Закрутилась как волчок.

За тычком идет тычок (выполнять тычки без краски на листке)

«Разминка с кисточкой 2»

Держим кисточку вот так: (рука на локте, кисточку держим 3-мя

пальцами, выше ее метал. части)

Это трудно? Нет, пустяк! (водить кисточкой в левую и в правую

Вправо, влево, вверх и вниз. стороны, затем вверх и вниз)

Гордо, словно королева, (выполнять тычки без краски на листе)

Кисточка пошла тычком.

Застучала каблучком.

А потом по кругу ходит, (вращать кисточкой по кругу)

Как девица в хороводе.

Вы устали? Отдохнем (положить кисть на стол)

И опять стучать начнем (держать кисть вертикально)

Мы рисуем: раз, раз …

Все получится у нас.

г)Присядьте, пожалуйста. Сегодня вы узнали технику зарисовки некоторых элементов росписи. Вы получили какие-то навыки, что- то новое узнали. И я надеюсь, что из подмастерьев вы превратились в настоящих мастеров. Сейчас, я вам предлагаю проявить фантазию и на своих изделиях, предложенных на столах, сотворить настоящее чудо. Вам нужно выбрать ту или иную роспись. Можете использовать предложенные вам некоторые элементы росписи.

• 1 стол – мастера по городецкой росписи.

• 2 стол – мастера по гжели.

• 3 стол – мастера по хохломской росписи.

На каждом столе лежат картинки, они помогут вам составить орнамент. А я включу музыку, она вдохновит вас на сотворение чуда, на положительные эмоции.

д)В давние времена люди изготавливали различные изделия, расписывали их и везли на ярмарку, чтобы продемонстрировать свои творения, показать всю красоту искусства, чудеса той или иной росписи. И я вам предлагаю отнести на столы и продемонстрировать свои произведения искусства. Здесь у нас будет проходить импровизированная ярмарка.

Уважаемые коллеги, пройдитесь, пожалуйста, посмотрите, как все постарались. Какие замечательные получились досточки, а какие чудные тарелки и горшочки.

3. а)Проходите за свои столы. Ну вот, вы и полюбовались своими изделиями. А сейчас обратите внимание на экран. (На экране вопросы). Хотелось бы узнать у вас. Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы:

1. Что вы хотели получить от мастер-класса?

2. Что вы получили?

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусстваХудожественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами словесного искусства «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший.

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством ознакомления с детскими литературными произведениямиХудожественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством ознакомления с детскими литературными произведениями МАДОУ "Родничок" города Хабаровска Воспитатель Комиссарова Маргарита Михайловна, старшая группа Обзор учебного пособия по художественно-эстетическому.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства» Цель: Расширить представления детей о городецкой росписи, её элементах, палитре, истории; закрепить у детей знания народных промыслов (Дымково,.

Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом»Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Иркутск – это город где я живу, Самый красивый город на свете. Я так люблю мою Ангару, Фонтаны, и парки, и улицы эти, Я так люблю купола.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора Нас окружает много разных звуков! Мы слышим речь, природу, музыку и всевозможные шумы. На момент рождения у детей сформированы все органы.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Мастер-класс «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством народно-прикладного искусства»
Опубликовано: 18 января 2018 в 14:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для воспитателей и родителей «Вязание — лучшее хобби для женщин»
В прошлом вязание было необходимо для создания тёплой одежды и одеял, а сегодня оно может показаться устаревшим ремеслом, но это не так. Наоборот, в...
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...
Фотоотчет «Наблюдение за первыми всходами цветов»
В нашем регионе, Крым, еще не закончилась зима, природа уже проснулась. Появляется везде первая зелень. Первые всходы цветов на клумбе и стали объектами для...
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Лук — мой друг от ста...
Участники совместной работы детского сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется «Лук - мой друг...