МААМ-картинки

Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

Наталия Перевощикова
Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста.

[i]Форма проведения[/i]:педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели старшего дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс по теме: „Использование логоритмики на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей по использованию логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Задачи:

•Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.

•Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

•Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения:

1. Сообщение: «Актуальность использования данной методики».

2. Практическая часть:

- Игровой прием «Знакомство»;

- Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина;

- Упражнение на развитие чувства ритма «Музыкальные палочки» И. Галянт;

- Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна;

- Упражнение на пластику «Рыбки»

3. Рефлексия.

Актуальность.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Предлагаем вам опыт работы, способствующий оказать помощь в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

В планировании интегрированных занятий используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, сюжетные и дидактические игры.

Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность таких занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Представленные интегрированные занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

В результате практической работы сложилась следующая структура интегрированных занятий:

• движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

• танец (хоровод);

• разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

• песня, сопровождаемая жестами;

логопедическая гимнастика;

• мимические упражнения;

• массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;

• пальчиковая игра;

• подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир логоритмики.

Практическая часть:

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Мне кажется, что гостям интересно узнать, как зовут каждого из вас.

И сейчас мы познакомимся. Скажите вы любите чудеса? И сейчас с каждым из вас произойдет чудо, вы превратите свое имя в волшебные предметы. Но предметы вы должны назвать на тот, же звук, с которого начинается ваше имя.

Игра «Знакомство»

Музыкальный руководитель: (комментарии для педагогов) Вот такой эмоциональный настрой важен в работе с детьми. Такой прием организации детей я использую на музыкальных занятиях.

Музыкальный руководитель: Чудо произошло, но чего-то не хватает, как вы думаете чего? Без чего не обойтись на музыкальном занятии, празднике? Конечно же, без музыки.

Музыка помогает нам изображать настроение, петь песни, танцевать.

При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат. И сейчас одно из таких упражнений мы вам покажем.

Упражнение на координацию речи с движением «Игрушки» М. Картушина

Музыкальный руководитель: В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма.

Упражнение «Ножки» И. Галянт

Музыкальный руководитель: Фантазия (от греч.) – воображение. Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую мелодию. Такие задания развивают у детей способность к творчеству, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

В своей практике, я использую работу по развитию творческих способностей в музыкально-ритмических движениях, для развития творческой активности не только дошкольников, но и педагогов, так как это предполагает тесное содружество детей и взрослых.

При помощи невербальных методов мы покажем, как можно передать танцевальную фантазию в соответствии с текстом.

Танцевальная фантазия «Пигмалион» М. Леграна

Музыкальный руководитель: Ни одно занятие, праздник не обходится без танца. А музыка особенно новая, современная, способна творить чудеса с нашими движениями.

Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.

Посмотрите, как могут быть использованы упражнения для развитие пластики.

Упражнение на пластику «Рыбки»

Музыкальный руководитель: Очень важно и правильно закончить занятие с детьми, т. е. правильно подобранные игровые упражнения, задания на творчество, танец, все это подчиняется одной сюжетной линией.

- Ребята, вам понравилось сегодня у нас? Хотите еще заниматься? Мы обязательно встретимся с вами на следующем занятии.

Вы увидели практические методы и приемы использования логоритмических упражнений на занятиях.

Приложение:

Упражнение «Игрушки»

Ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Шаг марша

Вот выходят в хоровод

Важные матрешки.

Им играет Васька-кот

На губной гармошке,

Топающий шаг, поддерживая левой ладошкой локоть правой руки, все пальцы правой руки, кроме указательного, сжаты в кулак, подставлены под подбородок, указательный палец прижат к щечке.

И копытами баран

Ударяет в барабан.

Приседают, ладони на колени; встают, руки в стороны с произнесением слова «Бам!».

Уши круглые, как блюдца, —

Ну нельзя не улыбнуться!

Поиграем, Чебурашка,

Нос, как черная букашка.

Положить ладони на голову, локоточки — в стороны. Выполнять наклоны корпуса вправо-влево.

Смотри, я — Джек-в-коробке,

На корточках сижу,

Темно и очень тесно мне,

И я не выхожу.

Присесть, сгруппировавшись в «клубочек».

Но стоит крышку приоткрыть,

Разводят ладошки в стороны.

Пружинку завести —

Собирают пальцы правой руки вместе, прижимают их к ладони левой и делают вращательные движения («заводят пружину»).

Я потихоньку подымусь,

Начну расти, расти.

Медленно поднимаются, постепенно выпрямляясь.

Я поднимаюсь изнутри,

Тяну я руки вверх,

И прыгаю я — раз, два, три —

Быстрее, выше всех!

Прыжки, ноги в стороны — ноги вместе, подняв руки вверх.

Игра с палочками «НОЖКИ»

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега

Ножки, ножки, вы стучали?

Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол

Ножки, ножки, вы плясали?

Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали! - удары лежащих палочек друг о друга

Ножки, ножки, отдыхали?

Отдыхали, отдыхал! - поглаживание руками лежащих палочек

И опять всё начинали! - ритмичные удары по полу

Танцевальная фантазия «Пигмалион»

Много лет тому назад в древнем государстве жил знаменитый скульптор. Он умел творить чудеса: из больших и красивых камней он высекал статуи. Скульптор вкладывал в них всю свою душу, любовь и мастерство.

Статуи были все разные, непохожие друг, на друга. Скульптор ходил между ними и любовался творением своих рук. Они стояли неподвижные, их мраморные лица ничего не выражали: они были холодные и надменные, но, несмотря на это, очень-очень красивые. Творцу захотелось, чтобы все они ожили и радовались жизни. Он стал ходить между статуями и нежным взглядом и теплым прикосновением рук вдыхал в них жизнь. Каменные фигуры оживали, медленно поворачиваясь и разглядывая друг друга, а потом начинали плавно, неторопливо двигаться. Первые их движения были неуклюжие, ведь они еще не умели ходить, не умели танцевать, даже не умели улыбаться! Но произошло чудо: их движения становились все выразительнее, красивее, грациознее. Они начали танцевать. Казалось, для них ничего в мире не существует, кроме музыки и танца.

…Но вот наступала ночь, и все они опять застывали в своих

позах и, засыпая, думали о том, что с наступлением следующего дня они опять будут танцевать под звуки прекрасной, нежной музыки.

Упражнение «Рыбки- подружки» И. п. Дети стоят по кругу, обе руки за спиной.

Педагог: Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку /кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой/. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую /кисть двигается то в одну, то в другую сторону/. Поплыла вверх, поплыла вниз /кисть двигается то верх кончиками пальцев, то вниз/. Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик/рука, плавно изгибаясь, отводится за спину/, удивляясь и сердито бормоча себе под нос:

Речевое упражнение «Рыбка разговаривает»

Ход: дети тихо и быстро произносят «П-П-П-П…

Рыбки играли и танцевали.

Плавали вместе,

И вместе устали положить обе ладошки рук к себе на грудь

Полежали, отдохнули,

Хвостиком вильнули,

Уплыли к себе домой

И дома заснули. обе руки плавно возвращаются за спину

Публикации по теме:

Документация в ДОУ. О документации детских дошкольных учреждений Министерство народного образования РСФСРИз действующего приказа «О документации детских дошкольных учреждений» 20.09.88 г. Москва № 41. Решение.

Новогоднее оформление окон детского сада. Наш детский сад комбинированного вида. Всего 12 групп. Из них две группы возраст второй младшей, две младшего возраста, две среднего возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 10 января 2013 в 20:38
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по теме: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Перевощикова (УИ 56859) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД