Ольга Иванова
Мастер-класс «Продуктивная деятельность по реализации проекта «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс «Продуктивная деятельность по реализации проекта «Широкая масленица»
О. А. Иванова
МБДОУ № 19 г. Томска
Наше дошкольное учреждение работает в соответствии с ФГОС ДО и использует в работе технологию проектов. В рамках реализации инновационной деятельности совместно с учителями начальной школы была организована работа по реализации проекта "Широкая Масленица". Целью совместной деятельности было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. При этом решались такие задачи, как совершенствование знаний педагогов в области технологии проектной деятельности. Уточнялись теоретические знания участников мастер – класса по вопросам использования практики в продуктивной деятельности. Педагоги учились применять разные приемы организации детей на этапах проекта. В том числе был представлен мастер – класс «Домашняя кукла Масленица».
Публикация «Мастер-класс „Продуктивная деятельность по реализации проекта „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одним из любимых народом праздников на Руси была Масленица. Дети знакомились с традициями русского народа, рассматривали иллюстрации, книги. Эта тема уходит глубоко корнями в русские народные традиции, которые в современном мире, к сожалению, стали забываться. В давние времена наши предки не имели таких игрушек, в том числе и кукол, как сейчас, а сами мастерили для себя и своих детей из подручных средств. Кукол делали из лоскутков ткани, соломы, ниток, пакли, веточек. Мастерили с большой любовью, желанием, душой, вкладывали свое умение и смекалку, и конечно, очень берегли и хранили их. Куклы были не только игрушкой, но и оберегом для дома, их дарили на свадьбы, рождение детей, изготавливали во время народных праздников.
Когда – то Масленица была дочкой Деда Мороза и жила на Севере. Хрупкая девочка Масленица встретила человека. Он увидел ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям — согреть и развеселить их. Согласилась Масленица и, превратившись в здоровую, румяную бабу, хохотом, плясками и блинами заставила род человеческий позабыть о зимнем ненастье.
Из легенды ребята узнали о том, что Масленица бывает не только в виде большого чучела, но и маленькая – домашняя Масленица.
На Руси на Масленицу делали куклы двух видов. Чучело Масленицы в человеческий рост обязательно сжигалось, символизируя переход из одного времени года в другое, а домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красном углу
или у входа в жилище. Это была обрядовая кукла, оберег, берегиня. Оберег делался на год, на следующем празднике куколку сжигали или пускали по воде.
Дети заинтересовались, как выглядит кукла Масленица, для чего нужна, из чего можно сделать. Им было предложено самим изготовить ее из лоскутков ткани. Куклы получились разные, но каждая стала дорога ребенку, так как была сделана своими руками. Ребята договорились хранить ее до следующего праздника Масленицы. Изготовление куклы Масленицы стало одним из приемов практической деятельности на основном этапе работы по проекту. А также на заключительном этапе эти народные куклы участвовали в презентации итогов проекта.
Данный мастер - класс помог педагогам освоить азы изготовления куклы – Масленицы. Для изготовления куклы понадобился белый лоскут 20Х20 см – для головы, два белых лоскута 10х12 см - для рук, два цветных лоскута 20х20 см для юбки, красный лоскут для косынки, вата – для головы, красные нитки. Вату, или другой наполнитель, нужно поместить в белый лоскут и оформить голову. Сделать скрутку для рук с уголка и привязать в районе шеи. Привязать обе руки. Чтобы смастерить юбку, лоскуты нужно сложить по диагонали, причем нижний кладется горизонтально прямым углом вниз, а верхний вертикально, прямым углом по левую руку куклы. После этого необходимо загнуть нижний лоскут к центру, а верхний - от левой руки к правой, прямо на кукле. Затем верхний лоскут загнуть за спину и надеть косынку. Домашняя Масленица готова. Оберег созданный своими руками всегда будет иметь большую силу. Ведь в его создание вкладывается часть своей души.
Технология проектной деятельности интересна и увлекательна. Педагог сам, как ребенок, узнаем много нового, многому учится вместе с детьми, приобретает новый опыт, новые знания, учится выступать субъектом в отношениях с детьми. Проектная деятельность - это удивительный, занимательный, захватывающий мир исследований.
Список используемых источников
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт - Петербург: Детство – Пресс, 2004.
2. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь - основа планирования работы с дошкольниками. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2004.
3. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Народный календарь. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2014.