Папки-передвижки

Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»

Наталья Жалина
Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»

Актуальность:

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Публикация «Мастер-класс: „Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии“» размещена в разделах

Коррекция стёртой формы дизартрии практически невозможна без развития артикуляционной моторики у детей; т. к. дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики.

Вопросами развития артикуляционной моторики занимались теоретики и практики, специализирующиеся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева и др.).

Я выделила несколько этапов коррекционно-логопедического воздействия на артикуляционную моторику у детей при дизартрии.

Предлагаю вашему вниманию несколько практических упражнений….

Мастер-класс :

Это Звукознайкин, он всё умеет, а ещё он правильно и красиво говорит.

Звукознайкин приготовил для нас упражнения.

Логопедический массаж:

1. Звукознайкин собирается сделать полезный массаж языку – чтобы

язычок стал расслабленным, послушным и ему легко было произносить разные звуки.

Давайте и мы сделаем массаж для языка, помогут нам губы и зубы. Они будут язык поглаживать и похлопывать.

Внимательно посмотри на рисунки-подсказки и запомни их.

Сначала надо превратить язык в лопаточку, а затем делать так как подсказывают нам карточки.

Чувствуете, как понравилось язычку какой он стал спокойный расслабленный и готов вас слушаться.

Артикуляционная гимнастика

2. Чтобы научиться красиво говорить, надо заставить свои губы хорошо

работать. Научиться улыбаться открытой улыбкой.

Звукознайкин приготовил для вас загадку, отгадайте и узнаете кто вам поможет широко улыбаться.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? Правильно это лягушка Кваква, Звукознайкин предлагает вместе с Кваквой широко улыбнуться.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Когда делаем упражнение – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

А теперь улыбнитесь под счёт до 10.

- У какого крупного животного нос похож на длинную трубу?

Конечно у слона.

- Как этот нос называется?

Хобот.

Звукознайкин просит сделать из губ хобот – вытяните их вперёд и сомкните.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Звукознайкин предлагает сложное упражнение с шариком.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

3. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

4. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

5. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Биоэнергопластика

3. Звукознайкин дружит не только с язычком, но я пальцами он

утверждает: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»

Упражнение Грибок

На счет один улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находится у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

На счет «один» кисти рук согнуть и удерживать в форме ковша под счет до10

Упражнение на расслабление

4. Мы долго сидели наши шея, плечи были напряжены.

Звукознайкин предлагает расслабиться и сделать упражнение «Любопытная Варвара»

- Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

- «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

- «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

Мимическая гимнастика

5. Звукознайкин любит гласные звуки за то, что их можно долго тянуть,

петь. От гласных звуков зависит громкость, внятность и красота речи.

Звукознайкин предлогает поиграть в игру «Маски»

Вы должны изобразить мимику с картинки произнести гласный звук и передать соседу.

Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Вы заметили как красиво звучат гласные звуки, если при их произнесении правильно работают губы, язык, челюсти.

Дыхательная гимнастика

6. Звукознайкин объясняет: для того чтобы звук [Р] звучал красиво,

нужна сильная выдыхаемая струя. Если выдыхаемая струя слабая, во рту не образуется давление, вызывающие вибрацию (дрожание) кончика языка.

Сейчас, Звукознайкин научит показывать фокусы.

Фокус первый:

Держи шарик перед губами;

Сделай трубочку из губ;

Выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;

Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.

Фокус второй:

Держи шарик перед губами;

Сделай лопаточку из языка;

Выдыхай плавно на шарик с лопаточки;

Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.

Фокус третий:

Держи шарик у носа;

Подними язык к верхней губе;

Выдыхай резко на кончик языка;

Смотри, как красиво шарик отлетает вверх.

Старайся! Этот фокус поможет кончику языка завибрировать.

Итог мастер-класса : Спасибо, вы старательно и терпеливо выполняли все упражнения от Звукознайкина, но пришла пора прощаться.

А теперь давайте, вместе определим методы и приемы, которые я использовала: Логопедический массаж, Артикуляционная гимнастика, Нетрадиционная артикуляционная гимнастика, Биоэнергопластика, Упражнение на расслабление, Мимическая гимнастика, Дыхательная гимнастика.

А какие методы и приемы вы используете для развития артикуляционной моторики?

Таким образом: Раскрывая тему: развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о каком-то одном универсальном и чудодейственном приёме, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения.

Использованная литература:

1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Хлоп-топ, Нетрадиционные

приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год.

2. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006год.

3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001 год.

4. Буйко В. И., Репина З. А. Уроки логопедии. / В. И. Буйко, З. А. Репина. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001.

Публикации по теме:

Конспект индивидуальной НОД по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии «Постановка звука [Ш]» ТЕМА: ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ш) Цель: Создать условия для постановки звука Ш, для формирования фонетических процессов, закрепления знания по.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии «Звук [с]» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии с использованием игр - драматизаций.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук» Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Мастер-класс «Игры на развитие мелкой моторики рук «Прищепки» (фотоотчет)Мастер-класс «Игры на развитие мелкой моторики рук «Прищепки» (фотоотчет) Мастер класс проводился с родителями и для родителей. Актуальность. В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный палец,.

Мастер-класс «Пластилиновый чудо-ёжик». Игра на развитие мелкой моторикиМастер-класс «Пластилиновый чудо-ёжик». Игра на развитие мелкой моторики Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своими идеями по использованию казалось бы ненужных вещей. Это использованный пластилин,.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук через вышивание лентами на картоне» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Большое стимулирующее влияние.

План по самообразованию «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции» План по самообразованию[/b] Учителя-логопеда О. В. Соловьевой на 2014-2016 учебный год. А. С.  макаренко:Учитель может учить других до тех.

Проект по развитию артикуляционной моторики у детей с ОВЗ «Мой веселый язычок!» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»
Опубликовано: 9 сентября 2016 в 14:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жалина (УИ 783774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД