Получи документы

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»

Нина Неверова
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ ЦРР – детский сад «Лира»

Методическое объединение воспитателей старшего дошкольного возраста

Мастер – класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»

25 октября 2016г.

Воспитатель: Неверова Н. И.

Публикация «Мастер-класс „Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.

Предложить подборку практических материалов (буклет) для внедрения педагогами в образовательную деятельность.

Ожидаемые результаты:

1. Положительная оценка участниками мастер – класса транслируемого опыта работы.

2. Применении предложенных материалов педагогами детских садов в практической деятельности

Форма мастер – класса : мастер – аудитория

Материал и оборудование:

• ноутбук;

• проекционный экран для презентаций.

Раздаточный материал: сказочные персонажи для театрализованной деятельности

Выставка видов театров.

Ход мероприятия

Тему данного мастер – класса отражают нормативные документы.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Актуальность мастер – класса обусловлена проблемами речевого развития детей

Вы как педагоги чем это объясните? (даю микрофон)

-Живое общение заменяет компьютер, телевизор

- Домашнее чтение (от случая к случаю)

- Театральный опыт от случаю к случаю (в лучшем случае- детском саду)

Действительно смотря телевизор или находясь за компьютером, ребенок не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такие дети в основном, не разговаривают, а кричат, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые. Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.).

В дошкольной педагогике большое внимание уделялось речевому развитию.

Большой вклад в разработку методики развития речи внесли :

Константин Дмитриевич Ушинский, Феликс Алексеевич Сохин, Евгения Александровна Флерина продолжим этот ряд ….

Ушакова Оксана Семеновна, Бородич Алиса Михайловна, Арушанова Алла Генриховна, Любовь Владимировна Ворошнина и другие

По театрализованной деятельности

А. Н. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду»

Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Театрализованная деятельность имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями ( интеграция может быть фрагментарной: мини-игрой, введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент).

Переходим к практической части нашего мастер – класса.

Уважаемые педагоги!

- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)

Коль наша группа компенсирующей направленности в своей практике актуальны и обязательны пальчиковые игры.

Я уверена, что в арсенале любого педагога найдутся непременно излюбленные пальчиковые гимнастики, применяемые им в воспитательно – образовательном процессе.

- Назовите распространенные или полюбившиеся пальчиковые гимнастики из своей педагогической практики (Микрофон)

Не обойтись нам и без потешек.

Эти художественные произведения построены на диалоге.

Простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость.

В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.

ПРОИГРАТЬ с участниками мастер – класса

Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель

А вот котеночек в углу,

Мяукает он так. (Мяу! Мяу)

Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав)

Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)

А петушок, встретив зарю,

Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)

Паровоз, набравши ход,

Тоже весело поет. (У-у-у)

Если праздник, детвора Весело кричит. (Ура! Ура)

Как можно организовать работу вот с этой потешкой

Ваши предложения.

1 вариант – проговариваем хором

2 вариант - делимся на мини – группы

Кроме всего, разучивание потешек стихов развивает память и интеллект.

Расскажи потешку руками

Расскажите потешку в паре

Расскажи потешку прищепками

Расскажите потешку масками

Расскажи потешку театр – топотушек и другими видами театра

Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогая, показав что – либо движением.

И снова наши пальчики «артисты»

стихи – руками (работают в парах – 3 стиха)

(карточки со стихами раздать)

- «Топ – топ – топотушки»

- «Как живешь?»

-«Кто приехал?»

Игры с элементами театрализации включают в себя : речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

Речевые упражнения.

Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Работа с чистоговорками, скороговорками.

1 вариант я одну часть, а дети другую

2 вариант1 часть говорят девочки, а другую мальчики

3 вариант произносим : громко – умерено – тихо.

Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.

Ситуация: «Жадный пёс», «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

А вы попробуйте изобразить!

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

Выходим в круг Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)

Задачи: Развивать пантомимические навыки.

Был у зайки огород,

Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.

Но сначала все вскопает,

Там играл зимой в снежки,

А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.

Семена посеет ловко

А весною в огород.

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь.

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожаи свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

Это для малышей. А для детей постарше?

А теперь прошу Вас показать в движениях и действиях людей разных профессий:

(Корзина с листочками – профессий для участников мастер - класса) библиотекаря; учителя; капитана теплохода; тракториста; маляра; плотника; почтальона; сапожника; птичника; повара; доярки; столяра и т. д.

Музыкальные этюды все найдут в своей педагогической копилке «Осенние листочки», а в настоящее время уже и «Снежинки»

Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения.

Один из приемов театрализованной деятельности - речевые штампы.

Ситуация «Незнайка знакомится».

Я думаю, что эту «шляпу» каждый из нас использовал в своей педагогической практике.

Вспомним этот прием.

- Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

По аналогии можно использовать штампы: «Просьба», «Извинение» и т. д.

Способствуют развитию диалогической речи Игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. Приглашаю двух желающих поиграть.

Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

1 вариант. Один ребенок будет рассказывать о том, чтобы он хотел увеличить, а другой уменьшить.

2 вариант Говорим по кругу, стареемся не повторять услышанное.

Вот что ответили дети:

-Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

-Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Прием оживления картинки

Дети делятся парами, рассматривают картинки и договариваются о содержании диалога по выбранной картинке.

Затем педагог «оживляет» детей, и они инсценируют свой диалог; остальные должны догадаться, какая из предложенных картинок «ожила». Так «включаются» несколько пар. После игры выбирают пару, наиболее удачно исполнившую диалог. Оценивается не только содержание разговора, но и оригинальность, выразительность.

Попробуем!

Совместное рассказывание сказки по очереди (по картинкам)

Составляем пленку

Увлекательной для старшего дошкольного возраста будет Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Имеют педагогическую ценность в развитии диалогической речи Народные подвижные игры.

Они учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

Приведите примеры игр: «Фанты», «Краски» продолжайте ….

Отдохнем и поиграем, выбирайте себе игрушку

Для забавы есть докучные сказки

Вы их помните? «Жила была бабка…», «У попа была собака.»

Встал медведь на колоду –

Бултых в воду!

Уж он в воде мок, мок,

Уж он в воде кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

А можно играть и в паре «Пирожок» - разделитесь на пары.

Игра «Ежи».

Задачи:

- формировать умение управлять куклой - бибабо.

- учить имитировать движения, характерные для ежа.

- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.

Ход игры.

Подойдите к зеркалу (наденьте куклу на правую руку)

Ваша задача имитировать движения (показать поведение) ежей и сопровождая их звукоподражанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка: еж «сворачивается» в клубочек (сгибают спинку).

- Что или кто так напугал ежей? (обращение к зрителям)

Звучит спокойная музыка: опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Драматизация отрывков из сказок.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д.

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

На примере сказки колобок (столик и герои и сказки)

Сегодня Вашему вниманию были представлены лишь некоторые приемы для развития диалогической речи.

Закончим нашу встречу режиссерской игрой - «Журналисты»

В роли журналист выступит моя напарница, Эвелина Александровна.

- скажите несколько слов о сегодняшней встрече?

-Какой момент нашей встречи, был для вас запоминающимся?

- А у Вас? У Вас?

Какие театрализованные приемы для развития диалогической речи есть в вашей педагогической копилке?

А у Вас? У Вас?

- Нина Ивановна, ваши перспективы работы по данному направлению?

Перспектива оформить практический материал: Стихи – диалоги, Игры – пантомимы, этюды, речь с движением, стихи – руками и т. д.

Перспектива оформить практический материал:

- стихи – диалоги

- игры – пантомимы

- сценарии этюдов

- речь с движением

- стихи – руками

Поставим точку нашему мастер – классу этюдом на выражение эмоций

И называется он «Вкусные конфеты» - угощаю конфетами

Ваша задача: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

- По лицам вижу, что угощение вкусное.

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Климовой Ольги Павловны.

Конспект организованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»Конспект организованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Леонова Ирина Сергеевна Программа «От рождения до школы» Н. Е. Васильева, Т. С. Комарова, М. А. Веракса. Основная образовательная.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры»Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры» Подготовила воспитатель 1 категории: Лыкова Е. М. 2016г. г. о. г. Шахунья Пояснительная записка Ранний возраст – уникальный период развития.

Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,.

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Опыт работы Куликова Татьяна.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 14:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Неверова (УИ 220773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД