Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»

Нина Неверова
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»

МБДОУ ЦРР – детский сад «Лира»

Методическое объединение воспитателей старшего дошкольного возраста

Мастер – класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»

25 октября 2016г.

Воспитатель: Неверова Н. И.

Публикация «Мастер-класс „Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Цель: Трансляция участникам мастер – класса опыта по включению элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс для развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.

Предложить подборку практических материалов (буклет) для внедрения педагогами в образовательную деятельность.

Ожидаемые результаты:

1. Положительная оценка участниками мастер – класса транслируемого опыта работы.

2. Применении предложенных материалов педагогами детских садов в практической деятельности

Форма мастер – класса : мастер – аудитория

Материал и оборудование:

• ноутбук;

• проекционный экран для презентаций.

Раздаточный материал: сказочные персонажи для театрализованной деятельности

Выставка видов театров.

Ход мероприятия

Тему данного мастер – класса отражают нормативные документы.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Актуальность мастер – класса обусловлена проблемами речевого развития детей

Вы как педагоги чем это объясните? (даю микрофон)

-Живое общение заменяет компьютер, телевизор

- Домашнее чтение (от случая к случаю)

- Театральный опыт от случаю к случаю (в лучшем случае- детском саду)

Действительно смотря телевизор или находясь за компьютером, ребенок не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такие дети в основном, не разговаривают, а кричат, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые. Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.).

В дошкольной педагогике большое внимание уделялось речевому развитию.

Большой вклад в разработку методики развития речи внесли :

Константин Дмитриевич Ушинский, Феликс Алексеевич Сохин, Евгения Александровна Флерина продолжим этот ряд ….

Ушакова Оксана Семеновна, Бородич Алиса Михайловна, Арушанова Алла Генриховна, Любовь Владимировна Ворошнина и другие

По театрализованной деятельности

А. Н. Махнева «Театрализованные занятия в детском саду»

Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Театрализованная деятельность имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями ( интеграция может быть фрагментарной: мини-игрой, введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент).

Переходим к практической части нашего мастер – класса.

Уважаемые педагоги!

- Вспомните, что являлось первой формой общения человека? (Конечно же – ЖЕСТЫ)

Коль наша группа компенсирующей направленности в своей практике актуальны и обязательны пальчиковые игры.

Я уверена, что в арсенале любого педагога найдутся непременно излюбленные пальчиковые гимнастики, применяемые им в воспитательно – образовательном процессе.

- Назовите распространенные или полюбившиеся пальчиковые гимнастики из своей педагогической практики (Микрофон)

Не обойтись нам и без потешек.

Эти художественные произведения построены на диалоге.

Простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость.

В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.

ПРОИГРАТЬ с участниками мастер – класса

Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель

А вот котеночек в углу,

Мяукает он так. (Мяу! Мяу)

Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав)

Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)

А петушок, встретив зарю,

Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)

Паровоз, набравши ход,

Тоже весело поет. (У-у-у)

Если праздник, детвора Весело кричит. (Ура! Ура)

Как можно организовать работу вот с этой потешкой

Ваши предложения.

1 вариант – проговариваем хором

2 вариант - делимся на мини – группы

Кроме всего, разучивание потешек стихов развивает память и интеллект.

Расскажи потешку руками

Расскажите потешку в паре

Расскажи потешку прищепками

Расскажите потешку масками

Расскажи потешку театр – топотушек и другими видами театра

Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогая, показав что – либо движением.

И снова наши пальчики «артисты»

стихи – руками (работают в парах – 3 стиха)

(карточки со стихами раздать)

- «Топ – топ – топотушки»

- «Как живешь?»

-«Кто приехал?»

Игры с элементами театрализации включают в себя : речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

Речевые упражнения.

Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Работа с чистоговорками, скороговорками.

1 вариант я одну часть, а дети другую

2 вариант1 часть говорят девочки, а другую мальчики

3 вариант произносим : громко – умерено – тихо.

Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.

Ситуация: «Жадный пёс», «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

А вы попробуйте изобразить!

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

Выходим в круг Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов.)

Задачи: Развивать пантомимические навыки.

Был у зайки огород,

Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.

Но сначала все вскопает,

Там играл зимой в снежки,

А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.

Семена посеет ловко

А весною в огород.

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь.

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожаи свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

Это для малышей. А для детей постарше?

А теперь прошу Вас показать в движениях и действиях людей разных профессий:

(Корзина с листочками – профессий для участников мастер - класса) библиотекаря; учителя; капитана теплохода; тракториста; маляра; плотника; почтальона; сапожника; птичника; повара; доярки; столяра и т. д.

Музыкальные этюды все найдут в своей педагогической копилке «Осенние листочки», а в настоящее время уже и «Снежинки»

Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения.

Один из приемов театрализованной деятельности - речевые штампы.

Ситуация «Незнайка знакомится».

Я думаю, что эту «шляпу» каждый из нас использовал в своей педагогической практике.

Вспомним этот прием.

- Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

По аналогии можно использовать штампы: «Просьба», «Извинение» и т. д.

Способствуют развитию диалогической речи Игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения. Приглашаю двух желающих поиграть.

Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

1 вариант. Один ребенок будет рассказывать о том, чтобы он хотел увеличить, а другой уменьшить.

2 вариант Говорим по кругу, стареемся не повторять услышанное.

Вот что ответили дети:

-Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

-Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Прием оживления картинки

Дети делятся парами, рассматривают картинки и договариваются о содержании диалога по выбранной картинке.

Затем педагог «оживляет» детей, и они инсценируют свой диалог; остальные должны догадаться, какая из предложенных картинок «ожила». Так «включаются» несколько пар. После игры выбирают пару, наиболее удачно исполнившую диалог. Оценивается не только содержание разговора, но и оригинальность, выразительность.

Попробуем!

Совместное рассказывание сказки по очереди (по картинкам)

Составляем пленку

Увлекательной для старшего дошкольного возраста будет Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Имеют педагогическую ценность в развитии диалогической речи Народные подвижные игры.

Они учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

Приведите примеры игр: «Фанты», «Краски» продолжайте ….

Отдохнем и поиграем, выбирайте себе игрушку

Для забавы есть докучные сказки

Вы их помните? «Жила была бабка…», «У попа была собака.»

Встал медведь на колоду –

Бултых в воду!

Уж он в воде мок, мок,

Уж он в воде кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

А можно играть и в паре «Пирожок» - разделитесь на пары.

Игра «Ежи».

Задачи:

- формировать умение управлять куклой - бибабо.

- учить имитировать движения, характерные для ежа.

- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.

Ход игры.

Подойдите к зеркалу (наденьте куклу на правую руку)

Ваша задача имитировать движения (показать поведение) ежей и сопровождая их звукоподражанием: «пых-ппых».

Звучит тревожная музыка: еж «сворачивается» в клубочек (сгибают спинку).

- Что или кто так напугал ежей? (обращение к зрителям)

Звучит спокойная музыка: опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.

Драматизация отрывков из сказок.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.

Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.

В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д.

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.

На примере сказки колобок (столик и герои и сказки)

Сегодня Вашему вниманию были представлены лишь некоторые приемы для развития диалогической речи.

Закончим нашу встречу режиссерской игрой - «Журналисты»

В роли журналист выступит моя напарница, Эвелина Александровна.

- скажите несколько слов о сегодняшней встрече?

-Какой момент нашей встречи, был для вас запоминающимся?

- А у Вас? У Вас?

Какие театрализованные приемы для развития диалогической речи есть в вашей педагогической копилке?

А у Вас? У Вас?

- Нина Ивановна, ваши перспективы работы по данному направлению?

Перспектива оформить практический материал: Стихи – диалоги, Игры – пантомимы, этюды, речь с движением, стихи – руками и т. д.

Перспектива оформить практический материал:

- стихи – диалоги

- игры – пантомимы

- сценарии этюдов

- речь с движением

- стихи – руками

Поставим точку нашему мастер – классу этюдом на выражение эмоций

И называется он «Вкусные конфеты» - угощаю конфетами

Ваша задача: передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

- По лицам вижу, что угощение вкусное.

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» Климовой Ольги Павловны.

Конспект организованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»Конспект организованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Леонова Ирина Сергеевна Программа «От рождения до школы» Н. Е. Васильева, Т. С. Комарова, М. А. Веракса. Основная образовательная.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры»Программа по самообразованию «Развитие диалогической речи детей 2–3 лет посредством театрализованной игры» Подготовила воспитатель 1 категории: Лыкова Е. М. 2016г. г. о. г. Шахунья Пояснительная записка Ранний возраст – уникальный период развития.

Развитие диалогической речи дошкольного посредством режиссерских, театрализованных игр и элементов интервьюирования. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность,.

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Опыт работы Куликова Татьяна.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 14:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД