Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Ефимова Ирина
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Доброе время уважаемые коллеги!

Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -"Утешницу", который я проводила с обучающимися школы-интерната №1 для детей с ОВЗ.

Со школой мы уже дружим много лет и передаем опыт не только педагогам,но и обучающимся.

Целью моего мастер-класса был: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Утешница».

Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»

Были поставлены программные задачи:

-учить делать из ткани русскую народную куклу;

-продолжать знакомить с историей русского народа;

-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;

-развивать эстетический вкус;

-способствовать формированию коммуникативных отношений;

- формировать чувство причастности к истории Родины;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Материал для изготовления куклы:

кусочки ткани яркой расцветки 15х15, белая ткань 20 х20 см., разноцветные нитки «Ирис», вата или синтепон, кусочки тесьмы, атласной тонкой ленты ярких расцветок.

Ход мастер – класса:

Вступительная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них в игровом уголке много разных кукол. Затем спрашивает девочек, любят ли они играть в куклы.

- Да, девочки всегда любят играть «в куклы». Сейчас они красивые, нарядные, а раньше не было таких кукол. Куклы были совсем другие, их делали мамы или сами дети своими руками.

-Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.

Наши предки жили и простой, обычной жизнью – готовили еду, работали на земле, разводили хозяйство, растили и воспитывали детей.

Семьи были большими, а вместе с любой работой справляешься лучше и быстрее. Детей в каждом доме было много, нормой считалось воспитывать от трех и более детишек. Часто, особенно в дальних деревнях, в семьях могло расти больше десяти сыновей и дочек. С самого раннего детства малыши постепенно овладевали простейшими навыками, которые помогали им выполнять домашнюю работу и даже помогать взрослым управляться по хозяйству. И куклы им в этом деле были первыми помощниками: девочкам подсказывала, как варить кашу, а мальчишкам кукла помогала осваивать навыки плетения лаптей.

Если была такая возможность, то за детьми смотрела бабушка или няня. Но чаще всего этим занимались старшие дети, которые изначально воспитывались главными в доме после родителей. Кроме забот о подрастающем поколении, они должны были выполнить всю работу во дворе – дров наколоть, печь растопить, воды принести, белье постирать, полы выскоблить, приготовить обед и отнести родителям в поле – забот хватало.

Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.

При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Рассказ о некоторых куклах.

Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

- Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.

При такой непростой жизни, малыши часто были предоставлены сами себе, а от такой самостоятельности в скорости появляются синяки и царапины, а также обиды и настоящие трагедии – крики, слезы и так далее. Для того, чтобы быстро успокоить детей, старшие по дому использовали тряпичную куклу Утешницу, которая в таком деле была первой и незаменимой помощницей.

Народная кукла Утешница и создавалась – чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой. Первым делом нянька доставала из кармана маленькую тряпичную куклу, которую всегда носила с собой. Рассказать коротенькую историю с куклой – дело пяти минут, и вот уже малыш забыл свою недавнюю трагедию. Последние слезки утерли подолом Утешницы, кукла отправляется назад в карман няньки, все хорошо, жизнь наладилась. Вот так использовали эту куклу. Пока ребенок игрался с Утешницей, взрослые могли оставить его одного на несколько минут, не беспокоясь, что с ним что-то произойдет.

Когда дети спали куклу прятали, не оставляли на виду. Это делали для того, чтобы следующее появление Утешницы не было для малыша чем- то обыденным, ведь так весь смысл от этого действия терялся. Постепенно дети привыкали, что в тяжелые моменты их жизни кукла всегда придет на помощь, поэтому, немного повзрослев, уже самостоятельно общались с ней тогда, когда это было необходимо.

Простота конструкции такой куклы позволяла самым маленьким девочкам делать ее самостоятельно уж после того, как они осваивали самые первые навыки рукоделия. Это давало возможность использовать Утешницу в качестве куклы для подружки. Ее можно было подарить соседской девочке на какой-нибудь праздник, или преподнести в знак хорошего отношения новой знакомой при встрече.

Строение куклы, ее сложность и используемые материалы, зависели прежде всего от благосостояния семьи. В одном доме создавали самых простых незатейливых кукол, в другом проявляли в этом деле всю свою фантазию и возможности. Но в любом случае Утешницу делали из красивых, ярких лоскутов, ведь она должна была прежде всего отвлекать от тягостных и горьких дум, приносить хорошее настроение и новые, радостные и приятные мысли.

Особенностью куклы является то, что при изготовлении используют настоящие вкусности – привязывают конфеты, орехи, сухофрукты и так далее.

Такая Утешница была самым приятным сюрпризом, и некоторые балованные дети специально старались лишний раз разрыдаться, что бы нянька поскорей достала куклу, а с ней и немного сладенького.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая, ткань декоративная разноцветная, нитки красные, вата, разноцветные яркие атласные ленты.

Прежде чем начать мастерить куколку, обращу внимание на несколько особенностей. Во-первых, ткань и нитки должны отрываться руками. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы обереговой куклы касались ножницы, это «порежет» всю положительную энергию. Во-вторых, нитки нужно использовать красного цвета, так как это цвет силы и защиты. И, в-третьих, изготавливая оберег, необходимо думать только о хорошем, представлять, как малыш будет улыбаться и радоваться, играя с такой куколкой.

Итак, надеюсь, настрой у всех позитивный, поэтому приступим!

Пальчиковая гимнастика

Технология изготовления куклы:

- на ладонь кладём квадрат белой ткани, в середину квадрата помещаем ватный шарик

- формуем головку, туго затягиваем и закручиваем ниткой, завязываем 3 узелка, нить обрываем;

- берем квадрат разноцветной ткани, кладем перед собой лицевой стороной; - кладем ровно по центру нашу куколку – будем делать сарафанчик; - накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.

Получается, что головка прячется внутри юбочки; - закрепляем юбочку также ниткой, завязываем на три узелка; - опускаем юбочку; - повязываем на головке «по-деревенски» ленточку (узлами назад); - накрываем головушку кукле платочком, для этого берем треугольник разноцветной ткани, подгибаем большую сторону треугольника на 5-7 мм.

- укладываем куколку головой на серединку платочка, укрываем ее с одной стороны и с другой, завязываем также ниточкой на три узелка; - расправляем кукле юбку, ленты и голову.

Кукла готова!

А вот так ребята старались и делали, и вкладывали душу в свои куколки.

Спасибо всем за внимание!Играйте в куклы вместе!

Публикации по теме:

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.

Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла - Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 21:13
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. День мыльных пузырей на МААМ

Мыльные пузыри – забава незатейливая, но удовольствие от неё – огромное и радужное. Интересно надувать пузыри, ловить их, смотреть, как они лопаются, пытаться поймать так, чтобы пузырь не лопнул, а сел на...

21 июня. День алых парусов на МААМ

«Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» — эти слова из повести Александра Грина стали напутственными для всех выпускников школ Санкт-Петербурга. Ежегодно в конце июня для...

«В гостях у пчелки Жужи». Детско-родительский клуб «Учимся играя». Вторая младшая группа
Родители под музыку входят в зал и встают в круг. Под музыку в ходит пчелка Жужа. Здравствуйте мои друзья Очень рада видеть я У себя в гостях. Дружно...
Консультация «Слоники из пластилина с сюрпризом»
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках Лепка из пластилина – увлекательный процесс для ребенка. Поделки из пластилина помогают развивать...
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за солнцем»
Цели: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды; способствовать развитию наблюдательности,...