Приложение МААМ

Конспект мастер-класса «Шумовой оркестр»

Алевтина Иванова
Конспект мастер-класса «Шумовой оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: помощь педагогам в работе с детьми (развитии у детей воображения, фантазии, метроритмического чувства, приобретения элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах).

Задачи мастер-класса:

- приобщение к музыкальной культуре

- познакомить с историей создания русских народных шумовых инструментов;

- обучить простейшим способам игры на русских народных шумовых инструментах;

- привить желание играть на шумовых инструментах

Публикация «Конспект мастер-класса „Шумовой оркестр“» размещена в разделах

- развитие индивидуальных и творческих способностей

- развитие ритмических навыков;

- формировать навык игры в оркестре;

Оснащение: колокольчики, бубны, погремушки, рубели, бубенцы, трещотки, ложки, маракасы,.

План

Вводно-мотивационный момент.

Введение в тему мастер класса.

-знакомство с русскими народными шумовыми инструментами

-слушание музыкальных фрагментов

Практическая работа

- музыкально – ритмическая зарядка по сказкам

- игра на русских народных шумовых инструментах

Заключительный этап.

-коллективное творчество.

Введение

Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

Так что же такое шум?

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым? (ответы)

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

(Показать инструменты)

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в детских школах искусств. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

Играя на шумовых инструментах дети:

во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,

во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Приобщение к музыке по мнению К. Орфа должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах тем самым предоставляется детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает,что самое главное- атмосфера урока: увлеченность детей их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя в роли активного участника.

Посмотрите на картинки на них мы видим инструменты шумового оркестра: ложки, трещотки, бубны, коробочки, маракасы.

Эти инструменты не имеют ярко выраженного звуковысотного положения, по-этому их называют шумовыми.

При знакомстве с инструментами я показываю, как они звучат, как их правильно держать, показываю основные ритмические рисунки.

Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляньях, в обрядах. Красивое, яркое, красочное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения. Инструменты изготавливались из простых, доступных материалов: кожи, дерева, бересты, лозы, глины… В ход шли даже предметы повседневного быта.

Вот, например, рубель в старину женщины использовали для стирки и в качестве гладильной доски. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем». Рубель изготавливался из древесины твердых пород, на одной стороне доски вырезались рубцы, другая сторона оставалась гладкой. В музыкальном рубеле сбоку вырезалось отверстие – резонатор, для более яркого и красочного звучания.

Мы думаем, и так понятно, для чего в быту использовались ложки. Ложка состоит из черенка и черпачка. Ложкари могут играть на двух, трех, четырех, пяти, шести и даже восьми ложках. Иногда для красоты звучания к черенкам или черпачкам крепят бубенцы.

Бубен – ударный инструмент: на деревянный обод натянута кожа или какой-нибудь другой материал. Способов игры на бубне много. Также и выглядят бубны по-разному: например, на обод крепят металлические тарелочки или бубенцы.

Первым музыкальным инструментом в жизни ребенка является погремушка. Выглядят погремушки по-разному, бывают они разной формы, но обязательно в полость насыпается то, что будет при встряхивании греметь – это могут быть мелкие камешки, или зерно, или косточки от ягод или фруктов…

Еще один инструмент – трещотка, название пошло от того, что она издает треск, трескучий звук. Бывает курская трещотка, ее еще называют веерной и круговая.

Колокольчик – простейший и необыкновенный музыкальный инструмент, иногда его называют валдайским колокольчиком. Известна легенда, по которой в 1478 году после покорения Великого Новгорода князь Иван III велел перевезти в Москву Вечевой колокол - символ свободы и вольности города. По дороге колокол упал в валдайский овраг и разбился на тысячи осколков. Из этих осколков и стали лить валдайские колокольчики… Звук у колокольчика, очень яркий и протяжный, извлекается ударом язычка о внутренние стенки колокола. Но можно извлекать звук и ударом по внешней части стенки колокола.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку.

«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки

РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег

МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,

ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

«Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (маракасы)

Испугался заяц и бежать. (трещотки)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (ложки)

Бросился заяц бежать. (трещотки)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлёпать руками по ногам)

Побежал заяц из леса к речке. (трещотки)

А на берегу речки лягушки сидели. (ксилофон)

Птицы пели. (свистулька)

Увидели они зайца и прыг в воду. (палочкой по металофону)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (трещотки)

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: трещотки, свистулька, деревянные ложки, ксилофон, металлофон

Еще один вид исполнения на русских народных шумовых инструментах это игра в оркестре. Сегодня я хотела бы с вами разучить танец «Кадриль», и «Дождик» ритмически они не очень простые.

Бубны вступают на сильную долю. Добавляем инструменты. Трещотки вступают во второй фразе. Ложки.

Выбираем произведение, для сопровождения которого будут использоваться шумовые инструменты, начинается работа над ритмическим рисунком.

Предлагаю всем вместе по импровизировать под фонограмму.

Вот и первые успехи в коллективном творчестве.

Вопросы родителям (для рефлексии):

1. Что вы для себя открыли, какие выводы для себя вы сделали?

2. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

Публикации по теме:

Кухонно-шумовой оркестр для мамКухонно-шумовой оркестр для мам Приближается День Матери, к которому, мы все немножко уже привыкли. Хотя, вначале, появление такого праздника было не совсем понятно.

«Пиццикато» Делиб. Шумовой оркестр для детей 5–7 лет групп ОНР и ЗПР «ПИЦЦИКАТО» ДЕЛИБ. 1 часть из балета «Сильвия» Шумовой оркестр для детей 5-7 лет / групп ОНР и ЗПР / Музыкальные инструменты: металлофоны,.

Конспект оркестрового занятия в подготовительной группе «Новогодний оркестр и Баба Яга»Конспект оркестрового занятия в подготовительной группе «Новогодний оркестр и Баба Яга» Конспект оркестрового занятия в подготовительной группе «Новогодний оркестр и Баба Яга» Дети входят в зал под музыку. Музыкальное приветствие.

Конспект шумовой сказки «День рождения Цыплёнка» Организационный момент: Воспитатель вносит в группу корзину с музыкальными инструментами. Ребята, сегодня мы отправляемся в мир сказок,.

Конспект занятия по логоритмике «Посудный оркестр» из цикла занятий по самообразованиюКонспект занятия по логоритмике «Посудный оркестр» из цикла занятий по самообразованию Данное занятие проведено логопедом - дефектологом Гермашовой И. В. и музыкальным руководителем Рахматуллиной А. Э. в рамках темы самообразования.

Консультация для педагогов ДОУ «Музыкально-шумовой оркестр»Консультация для педагогов ДОУ «Музыкально-шумовой оркестр» *** *** Музыкально-шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду.   Разнообразие.

Мастер-класс «Шумовой театр  «Теремок» из бросового материалаМастер-класс «Шумовой театр  «Теремок» из бросового материала Поиграйте с детьми в театр! Он может быть разным: кукольным, песочным, театром теней или действием, когда родители и дети играют различных.

Музыкально-шумовой весенний оркестр. Озвучиваем стихотворение «Звуки весны»Музыкально-шумовой весенний оркестр. Озвучиваем стихотворение «Звуки весны» Хочу предложить своим коллегам стихотворение собственного сочинения для озвучивания его детьми на музыкальных инструментах и, не только,.

Шумовой оркестр в детском садуШумовой оркестр в детском саду Шумовой оркестр – одна из самых доступных  и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Занятия в шумовом оркестре.

Конспект урока во 2 классе «Оркестр русских народных инструментов» Тема урока во 2 классе: «Оркестр русских народных инструментов» Тип урока: «Урок изучения новой темы». Цель урока: 1. 2. Знакомство с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Шумовой оркестр»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 20:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Шумовой оркестр»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Иванова (УИ 778393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД