Получи документы

Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»

Оксана Галушина
Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№37

Мастеркласс для педагогов по теме:

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point"

Подготовила: Галушина Оксана Викторовна, учитель– логопед

Цель: ознакомление и последующее применение педагогами

мнемотаблиц в работе с детьми.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point“» размещена в разделах

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.

Предварительная работа: подборка методического, речевого и наглядного

материала, создание слайдовой презентации, буклета «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми» и мнемотаблиц в программе Microsoft Power Point.

Ход мастер-класса :

1. Презентация опыта работы

(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения. Понимая это, в своей работе учителя-логопеда, стараюсь использовать такие методы работы, которые будут понятны детям.

(слайд 2) В этом мне помогают настольный театр, дидактические и развивающие игры В. В. Воскобовича.

(слайд 3) А так же увлекательная методика «Рисование песком».

Для коррекции речи использую компьютерную логопедическую программу Лизуновой «Игры для Тигры и другие компьютерные игры.

(слайд 4) Мультимедийная презентация - один из современных методов работы с детьми на индивидуальных, подгрупповых и на фронтальных занятиях. Поняла, что используя метод слайдовых презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point, могу заинтересовать детей и проявить свое творчество Возможность использования в них двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев помогло мне проводить занятия в интересной и увлекательной для детей форме.

(слайд 5) Использование мультимедийных презентаций даёт более широкие возможности для меня, как для педагога:

• Информационная ёмкость

• Доступность

• Компактность

• Наглядность и эмоциональная привлекательность

• Мобильность

• Многофункциональность

• Интерактивность

• Возможность воспользоваться шпаргалками. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего.

(слайд 6) У детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции.

Использование мультимедийных презентаций эффективно при создании проектов, проведении консультаций, педсоветов, мастер-классов с педагогами ДОУ.

(слайд 7) В работе с родителями так же можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний, семинаров-практикумов, мастер-классов с фото- и видео – материалами.

Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что мультимедийная презентация позволяет наглядно проиллюстрировать речь выступающего в легко воспринимаемой форме.

Чтобы убедиться в этом на практике, приглашаю желающих поучаствовать в мастер-классе (приглашаются шесть человек).

2. Практическая часть

(слайд 8) В ходе мастер-класса Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

(слайд 9) Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память). Сегодня мы более подробно рассмотрим вопрос развития памяти через формирование образов или ассоциаций.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

(слайд 10) Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

(слайд 11) На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему)- 1 вариант мнемотаблицы. По мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть!

(слайд 12) Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала)- 2 вариант мнемотаблицы.

Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (участники мастер-класса читают стихотворения).

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами :

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те,

которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди

других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает

отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте. Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

(слайды 13, 14, 15, 16) Сегодня мы попробуем составить мнемотаблицу к отрывку из стихотворения «Праздник урожая» Татьяны Боковой, в программе Microsoft Power Point- 3 вариант мнемотаблицы.

(обращаю внимание на слайд с таблицей и текстом стихотворения) Посмотрите, на экране….(ответы, есть текст и таблица, а картинки (ответы) рассыпались, расставим их по местам и расскажем стихотворение (участники заполняют таблицу, воспроизводят стихотворение).

Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

(слайд 17) Желаю всем удачи!

Публикации по теме:

Приказ на проведение педагогического совета .

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 23:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД