Лора Николова
Мастер-класс «Создание психологического комфорта на уроке»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание психологического комфорта на уроке
Форма: мастер-класс
педагог-психолог Николова Л. Б.
Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.
Задачи:
Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.
Публикация «Мастер-класс „Создание психологического комфорта на уроке“» размещена в разделах
Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка.
Сформировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.
Ход мастер - класса:
I. Психологический настрой
1. Тренинг
Уважаемые коллеги! Посмотрите на рядом сидящих коллег. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.
Принимающий должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
И мне очень приятно с вами работать.
2. Существует утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Тема нашего мастер-класса «Создание психологического комфорта на уроке»
II. Теоретический ввод
1. Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.
Что такое комфорт?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…
- Озвучим полученное.
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н. М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С. И. Ожегов)
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
Источником психологичекой комфортности является:
• положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
• доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Как писал Борис Слуцкий :
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит …
III. Основная часть
«Часто от школьных психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке. Типа: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей» и т. д.
Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящен наш мастер-класс.
Мы условно разделим урок на 3 части:
организационный момент,
основная
и заключительная часть.
Выделим основные педагогические ошибки, а также методы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта».
«Рассмотрим организационную часть урока»
Готовясь к сегодняшней встрече, я обратилась к студентам филиала УГТУ-УПИ, бывшим учащимся, попросила вспомнить школьные годы и ответить на вопрос: «Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувствовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» И вот такие ответы я получила.
1. Я чувствовал себя тревожно, когда учитель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимания на самочувствие учеников.
2 И, наоборот, ощущали спокойствие, когда учитель входил в класс с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к ученикам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, не тратил времени на уроке на поиски страницы предмета в журнале, соблюдал порядок на рабочем столе, ориентировался на эмоциональное состояние учеников. Студенты отмечали, что корректность поведения учителя, способность сделать замечание в деликатной форме снижает напряжение в общении.
Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг «Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.
Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Между учащимися можно организовать диалог по теме урока. Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе.
«Рассмотрим основную часть урока»
Опрос учащихся (Видеоролик)
1. Выполнение специальных упражнений на уроках.
«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Игра «Ассоциации» (была в начале работы)
Перечень упражнений Цель
Комплимент. Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.
Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение. Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.
Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь. Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.
Поменяйтесь местами те, кто. Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т. д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу» Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.
Окно. Учитель каждой группе дает, какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято. Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.
Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т. д.) Формирует чувство принадлежности к группе.
Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга. Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.
2. «Новые требования к аттестации педагогов предполагают умение педагога конструктивно решать конфликтные педагогические ситуации».
На уроках часто возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например:
(Педагогам предлагаются проблемная ситуация, на которую необходимо найти варианты решения. Каждый вариант обсуждается.)
Ситуация: Ответы заранее не давать)
1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть вместе с ним». Что Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
Варианты:
А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой»
Б) не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»
В) «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь, а Саша …. Думаю, у вас всё получится» При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.
3. «Ты и я сообщение»
4.
«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и «я» сообщение.
«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок).
«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»
Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.
Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать? Ответы: «Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», «Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…
5. Вербальные проявления педагога. Обсуждение с педагогами.
«Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности»
Работа с таблицей. Задание: «В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как,с вашей точки зрения, надо сказать?» (Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения.)
Так говорить не стоит!
А вот так надо!
Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно! Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю? Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники и дураки списывают на контрольной Мне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать! Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать
«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»
(С педагогами рассматриваются приёмы, которые могут использоваться в заключительной части урока.)
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.
1 Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А. С. Макаренко.
«Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса.» (А. В. Макаренко)
2 Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как:
• «Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
• Использовать цветограмму настроения (таблица Блюма)
• Можно строить график настроения на разных этапах урока. (на осях графика указать настроение и этапы урока).
• Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных этапах урока. (0-равнодушие,стрелочка вверх-понравилось, вниз- чувствовал себя неуютно).
• «Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось, не удалось… .
• Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
• Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
уважайте детей;
не навредите, ищите в детях хорошее;
замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
не приписывайте успех себе, а вину -ученику;
ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
оценивайте поступок, а не личность;
дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:
Когда постоянно находишься в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить. А. В. Мудрик