Наталья Цветкова
Мастер-класс для педагогов «Учимся вместе». Приемы игры на диатонических колокольчиках
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети играют, но они
не осознают, что их учат»
Т. Э. Тютюнникова
МАСТЕР-КЛАСС «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» - ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ДИАТОНИЧЕСКИХ КОЛОКОЛЬЧИКАХ.
Цель: повышение мотивации педагогов в использовании инновационных музыкальных инструментов в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДОО.
Задачи:
повышать интерес к музицированию детей старшего дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Учимся вместе“, Приемы игры на диатонических колокольчиках» размещена в разделах
- Диатонические колокольчики
- Игры для детей
- Колокольчики и колокола
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
обогащать опыт приобщением к игре на диатонических колокольчиках, желание научиться играть на них;
познакомить с приемами игры на диатонических колокольчиках;
Музыкальный руководитель: Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер – класс «Учимся вместе» - приемы игры на диатонических колокольчиках.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество воспитательно-образовательных задач. Одной из основных является развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Хорошая, интересная, творческая работа сегодня – это не только повседневная работа и календарные праздники, но и интересные встречи, творческие объединения, мастер классы, и, конечно же, концертная деятельность. Что нужно современному ребенку дошкольнику? Ответ простой! Нужны музыкальные инструменты! Ведь игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника.
На каких инструментах играют дети в детском саду?
Ответы педагогов.
Да, стандартный набор: барабаны, ложки, металлофоны, ксилофоны, бубны, трещотки и другие. Конечно же, мы с детьми играем на этих инструментах. Но, шагая в ногу со временем, мы не могли пройти мимо новой современной системы музицирования «Разноцветная музыка» с использованием диатонических колокольчиков!
Что же представляют собой диатонические колокольчики?
Диатонические колокольчики - это очень яркий и интересный музыкальный инструмент для детей. Ценность их в том, что они развивают музыкальный, гармонический, полифонический, тембровый, динамический слух. Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах.
В момент игры каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей. Это приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
Колокольчики бывают разных видов. Есть настольные колокольчики, по которым играют палочкой. Они на удобной деревянной стойке.
С детьми младшего возраста удобно и интересно музицировать при помощи колокольчиков с кнопками. При этом не нужен второй предмет (палочка, само звукоизвлечение легко и занятно для юного исполнителя, ведь нужно всего лишь нажимать рукой на кнопку.
Детям очень нравятся ручные колокольчики, техника извлечения звука на которых привычна для детей. Звук извлекается обычным встряхиванием. Это колокольчики с рукояткой. Использование таких колокольчиков в оркестре удобно, так как для них не нужна подставка.
Посмотрите на разные виды колокольчиков и попробуйте на них поиграть.
Педагоги рассматривают колокольчики, пробуют поиграть.
Предлагаю познакомиться с цветовой гаммой колокольчиков.
Цветовая гамма колокольчиков следующая :
• Красный цвет, соответствует ноте ДО I-й октавы,
• Оранжевый цвет-РЕ I-й октавы,
• Жёлтый цвет-МИ I-й октавы,
• Зелёный цвет -ФА I-й октавы,
• Голубой цвет -СОЛЬ I-й октавы,
• Синий цвет -ЛЯ I-й октавы,
• Фиолетовый цвет -СИ I-й октавы,
• Белый цвет -ДО II-й октавы.
Во время демонстрации, музыкальный руководитель производит названные звуки с помощью колокольчиков.
Вы заметили, какую цветовую гамму повторяют музыкальные колокольчики? (Педагоги отвечают – как радуга).
Правильно, повторяет цветовую палитру радуги.
Чтобы дошкольникам легче было запомнить последовательность в названии нот предлагаются следующие рифмовки.
ДО как ягодка все зрела – наконец – то покраснела!
РЕ цвет мандарина на витрине магазина.
Светят солнышка лучи, перед нами нота МИ.
Ну а вот и нота ФА, зеленеет как листва.
Нота СОЛЬ, как лепесточек неба голубой кусочек.
Нота ЛЯ, как колокольчик, нежный клавиш перезвончик.
Нота СИ в цветах сирени рада соловьиным трелям!
Обучение ребёнка игре на диатонических колокольчиках происходит с применением цветных партитур, которые записаны в виде ритмоформул. «Цветная» нотная грамота соответствует цветам радуги и используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информациии скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Цветные ноты соответствуют цвету диатонических колокольчиков. Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до»1-й октавы, (красный колокольчик) до «до» 2-й октавы (колокольчик белого цвета).Все они повторяют расположение белых фортепианных клавиш.
В партитурах высота звучания обозначается с помощью цветных нот. При изготовлении партитур, подбираются цвета нот, совпадающие с цветами колокольчиков. Ноты (условный знак) могут быть различного размера большие и маленькие, что указывает на их длительность. Такая партитура, предназначенная для упражнения, перед вами. (Рисунок 1). Разберем технику работы над упражнением по освоению нотной грамотности и игре на диатонических колокольчиках. Сначала следует проговорить название нот вслух и запомнить их последовательность. Затем сыграть партитуру на колокольчиках акапелла, четко проговаривая названия нот. Затем сыграть партитуру акапелла без голоса, при этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения. Далее, когда у детей будет получаться и то и другое соединяем исполнение детей с аккомпанементом на фортепиано четко пропевая названия нот. Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно их делить на группы усложняя задачу: девочки играют, мальчики поют. А потом наоборот.
Рисунок 1.
Предлагаю поупражняться с помощью техники по усвоению нотной грамоты.
По алгоритму техники музыкальный руководитель, совместно с педагогами пропевают и проигрывают гамму. Далее играют на колокольчиках под музыкальное сопровождение.
Партитуры песен могут выглядеть чуть иначе. Нота долгая - целый кружок, а если делится пополам - указывает на половинную длительность. Начинать знакомство необходимо с партитур простых песенок - таких как «Андрей - воробей», «Колокольчик», «Василек». Дети легко читают эти схемы. В них используются один или несколько разноцветных кружочков и соответственно им и колокольчиков. Читать такие партитуры проще и легче. Колокольчики чередуются в определённой последовательности, ее быстрее можно запомнить.
Например, партитура песни «Василёк» очень проста для исполнения детьми. Дети с первого раза уже могут сыграть это произведение.
Для удобства, как вы видите, в партитурах нотки располагаются друг за другом. Освоив игру простых песенок, задачи усложняются и детям предлагается читать и осваивать партитуры с большим количеством разноцветных кружочков и колокольчиков, где мелодия становится разнообразнее, чаще чередуются разные колокольчики. Во всех партитурах короткий звук играем одним ударом колокольчика, долгий - встряхиваем колокольчик, пока музыкальный руководитель показывает на данную ноту на партитуре. Попробуйте самостоятельно извлечь звуки таким способом.
Педагоги по показу музыкального руководителя повторяют способы извлечения звука.
А теперь предлагаю сыграть попевку «Василёк» совместно на разных видах колокольчиков.
Педагоги, совместно с музыкальным руководителем играют под музыкальное сопровождение.
Еще несколько слов о руководстве по работе с цветными партитурами и диатоническими колокольчиками. На начальном этапе обучения колокольчики лучше раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур. Дети должны усвоить исходное положение рук с колокольчиком. Колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать к плечу–это исходная позиция. Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки на мольберте или экране. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре есть слова, то петь их следует по такому же принципу. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту, можно соединять произведение целиком. С песней или мелодией, предложенной в партитуре, дети должны быть знакомы заранее. Каждому ребенку, как правило, будет легче следить за последовательностью мелодии и не позволит пропустить момент своего вступления.
Диатонические колокольчики наравне с металлофонами и другими колокольчиками можно использовать и в смешанных оркестрах, особенно если нужно воспроизвести лирическую часть произведения. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы наиболее соответствуют настроению музыки. Включение колокольчиков с тоном в оркестр расширяет звуковую палитру дошкольного оркестра и разнообразит исполнительские возможности детей. Музыкальные оркестры и ансамбли включаются в праздничные сценарии.
Итак! На изучение одной партитуры отводится несколько занятий:
1. занятие: Знакомим детей с диатоническими колокольчиками. Пробуждаем интерес.
2. занятие: Знакомим детей с цветными партитурами (нотами для диатонических колокольчиков) и учим детей читать по партитуре.
3. занятие: Знакомство с приёмами и с особенностью игры на диатонических колокольчиках. Практические навыки.
Учим детей правильно держать палочку (для игры на настольных колокольчиках, колокольчик (ручные колокольчики, извлекать звук и контролировать собственные действия. Знакомим с понятием «исходная позиция» (И. п. — взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу)
4. занятие: Знакомство с обозначением длительностей на партитурах. Практические навыки. Знакомим детей с музыкальным термином «Длительность». Учим детей пропевать длительности: (восьмые на «ти», а четверти, половинные и целые на «та».)Учим детей своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп.
5. занятие: Закрепление материала.
Исходя из опыта работы, могу сказать, что с помощью диатонических колокольчиков, дети:
стали чище интонировать,
проявляют интерес к инструментальной деятельности,
с большим интересом импровизируют мелодии,
чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки!
А сейчас, предлагаю без подготовки сыграть «Вечернюю серенаду» по предложенной выше партитуре. Там, где пустые клеточки, звучит хрустальный колокольчик.
Педагоги под руководством музыкального руководителя под музыкальное сопровождение исполняют «Вечернюю серенаду»
Понравилось Вам играть? Скажите, были ли трудности в исполнении?
Педагоги отвечают, делятся впечатлениями.
Заключение
И в заключении хотелось бы сказать, пользуйтесь этими замечательными музыкальными инструментами. Разрабатывайте свои партитуры. Эти яркие диатонические колокольчики помогут педагогу создать условия необходимые для разнообразной творческой деятельности детей.
Всё хорошее в людях из детства!
Но как истоки добра пробудить?
Надо нам прикоснуться к музыке сердцем!
Только с музыкой можно мир полюбить!
Попробуйте со своими ребятами поиграть на диатонических колокольчиках, и я уверена, что «Цветной оркестр» понравится и вам и вашим детям!