Мастер-класс для молодых педагогов «В мире звуков»

Любовь Ивановна Гурьева
Мастер-класс для молодых педагогов «В мире звуков»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/сад «Улыбка»

Мастер – класс

тема: «В мире звуков»

в рамках «Школы молодого педагога».

учитель-логопед: Гурьева Л. И.

п. г. т. Малиновский

2012г.

Цель: - уточнить понятия «физиологический слух» и «фонематический».

-дать представление о фонематическом восприятии, анализе и синтезе слов.

-познакомить с приемами направленными на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза слов.

Материал: звуковые линейки; картинка – щука; квадратики – красного.

синего, зеленого цвета для звукового анализа слова,

схемы – полоски для выкладывания схемы предложения

План проведения:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово

3. Игры игровые упражнения с педагогами, на формирование фонематического восприятия, фонематического слуха.

4. Выступление учителя-логопеда - способы образования гласных и согласных звуков; - этапы проведения звукового анализа

5. Практическая часть: игра-занятие с педагогами «Совершенствуем навыки анализа и синтеза слов»

6. Памятки «Алгоритм проведения звукового анализа и синтеза слова»

1. Игра для создания эмоционального настроя, желания сказать коллеге добрые слова, снятия напряженности, скованности педагогов,

Ход игры: Педагоги стоят в кругу. Ведущий передает бубен по кругу. У кого по окончании слов бубен окажется в руке, говорит коллегам пожелания.

-Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рядам.

У кого веселый бубен, пожеланье скажет нам.

Я желаю вам, коллеги…

Уважаемые коллеги!

2. Есть физиологический слух – это умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц, гудок автомобиля, музыку.

А есть фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Недостаточное развитие фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в школе, что приводит к ошибкам на письме.

Процесс обследования звукового состава для ребёнка сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.

Дошкольный возраст благоприятное время для формирования фонематического восприятия или фонематического слуха.

3. Для этого существуют специальные игры и игровые упражнения. Например: педагогами проводится игра)

1. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»

и, у, а, с, т, а, о, м, и, а. о, а.

- в слогах - ам, ту, си, ва, ка, ит, ал.

- в словах - аист, дом, сук, автобус, Аля, и. т. д.

2.«Послушай слова и назови те, в которых есть звук «А»:

сом, Аля, небо, мак, луна.

3.«Послушай и повтори»

Я произношу разные звуки, а вы повторите за мной только звук «А.»

о, с, а; и, у, а. о; м, а, и, а; а, о, у, а

4.«Послушай и повтори».

Я назову вместе два звука, а вы произнесите их отдельно.

ау, по, ит, ка, ду, ом.

4. Умение выделять фонемы в слове и правильно их дифференцировать, является одним из необходимых условий развития звукового анализа и синтеза слов.

Что такое звуковой анализ и синтез слов?

Это умение разложить слово на звуки, т. е на фонемы.

Обычно мы проводим звуковой анализ слова после того как, познакомили детей гласными звуками.

Дети узнают, что гласным звукам ничто «не мешает» при произношении - ни зубы, ни губы, ни язык - воздух свободно выходит изо рта, не встречая преграды. С помощью зеркала, дети наблюдают за правильной артикуляцией гласных звуков. Полученные таким активным путём знания прочно усваиваются дошкольниками. Дети узнают, что «необыкновенные» звуки, которые можно произносить громко, полным голосом, называются «гласные» и обозначаются красной фишкой.

На последующих занятиях дети знакомятся со звуками, произнесению которых всегда «мешают» губы, зубы, язык, т. е. звук встречает преграду. Артикуляцию этих звуков дети уточняют перед зеркалом. Эти звуки называются «согласные». Почему «со-гласные», потому что они не могут жить без гласных звуков, всегда соглашаются с гласными звуками.

В процессе занятий дети узнают, что у каждого согласного звука есть «братец» и вводиться понятие «твердый согласный» и «мягкий согласный» звук.

Твёрдый согласный будем обозначать, выполняя звуковой анализ слова - синей фишкой, а мягкий согласный - зелёной фишкой.

Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Для проведения звукового анализа и синтеза слова, используем квадратики красного, синего и зеленого цвета. После того, как дети усвоят понятия «гласный», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук», переходим к работе по звуковому анализу и синтезу в тетради. Задание для детей звучит так:

-обведите столько квадратиков, сколько звуков в слове. Работа в тетради в клеточку преследует следующие цели:

-развивается мелкая моторика руки.

-дети приучаются видеть клеточку,

-ориентироваться на тетрадном листе,

-воспитывается аккуратность работы в тетради.

Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы, анализировать звуко – слоговой состав слова, что приведет к стойким ошибкам на письме в школе.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу и синтезу слов начинается с определения последовательности звуков. Выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Так, при анализе слова «жук» ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жук. Реально представить слово даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок - предмет, название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию:

если ребёнок при анализе пропустит какой- либо звук, будут заполнены не все клеточки, и он увидит, что где-то ошибся. При этом первый звук нужно называть так, как он слышится в слове (если слово звучит как «ммак», то «м», а если «кит», то «кь»).

5. Для того, чтобы вам молодым педагогам было более понятно сказанное, поиграем в игру-занятие: «Совершенствуем навыки анализа и синтеза слов»

Ход занятия.

Организационный момент: Сядет тот, кто назовет первый звук в слове автобус; утка; мак; окна; последний звук в словах - кот; лиса; сом; банан.

Логопед: Послушайте стихотворение.

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?»

О ком говориться в стихотворении?

Что случилось со щукой?

Чему удивлялась щука?

Таня, найди, картинку щуки и помести ее на доску.

Дети, я предлагаю вам открыть на звуковой линейке столько окошечек. Сколько звуков в слове щука. (проверяем, уточняем, что в слове щука 4 звука)

(С помощью квадратиков выкладываем схему слова

Оля, произнеси первый звук и назови его. Подумай о том, это гласный или согласный звук, каким квадратиком его обозначим? Почему?

Света, произнеси второй звук, так, чтобы мы его слышали. Расскажи, что ты знаешь об этом звуке? Каким квадратиком его обозначишь? Почему?

Поднимите руку, кто знает, каким квадратиком обозначим третий звук. Почему синим квадратиком?

Тихонько произнесите четвертый звук и самостоятельно определите, какой квадратик возьмете для обозначения этого звука.

Сколько гласных звуков в слове щука?

Сколько согласных звуков?

Сколько слогов в слове щука?

Назовите первый слог.

Назовите второй слог.

Положите каждый слог в «корзиночку».

Придумайте предложение со словом щука и запишите схему.

Итог занятия.

6. Памятка для воспитателей

Выполнение звуковой схемы приучает детей к определенному выполнению работы, т. е. вырабатывается алгоритм работы:

- слушаем слово,

- повторяем его про себя,

- чертим звуковую схему,

-находим и обозначаем гласные и согласные звуки

в правильной последовательности

- делим на слоги по количеству гласных.

Это дает детям умение слышать каждый звук в слове и писать в школе без ошибок.

Публикации по теме:

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс для молодых педагогов «В мире звуков»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 15:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

Фотоотчет рисунков «Мы голосуем за мир на планете» в старшей группе
3 сентября День Солидарности в Борьбе с Терроризмом . В нашем детском саду прошли мероприятия посвященные этому дню. Родители и дети вместе приготовили...
Мастер-класс по аппликации «Зонтик с осенними листьями»
Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья! За окошком осень. Она пришла к нам как всегда неожиданно. Принесла с собой дожди, слякоть, холод и грусть. Но, и в...
Фотозарисовки «Мое знакомство с Парижем»
Продолжаю рассказывать вам, о своем хобби - путешествия. Есть города о которых сочиняют стихи, песни. Есть города в которые хочется вернуться....