Татьяна Бобровская
Развитие творческого воображения в изодеятельности у детей с общим недоразвитием речи. Мастер-класс «Вальс цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему «Вальс цветов»
Автор: Бобровская Татьяна Викторовна – воспитатель старшей группы «Рябинка», МДОУ «Детский сад комбинированного вида №93» г. Ухта, Республика Коми.
Здравствуйте! Я хочу предложить вашему вниманию педагогической опыт по образовательной деятельности «Художественное творчество». На тему: «Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи через обучение нетрадиционной технике рисования».
Публикация «Развитие творческого воображения в изодеятельности у детей с общим недоразвитием речи, Мастер-класс „Вальс цветов“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конструирование, поделки
- Темочки
А именно поделиться опытом практической деятельности. Мой мастер-класс на тему : «Вальс цветов». Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная, встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, я выбрала нетрадиционные техники рисования, которые будут способствовать развитию речи.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.
В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография», дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости;активизирует и расширяеть словарный запас.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:
широкий подход к решению проблемы;
атмосфера творчества;
проявление творчества в художественной деятельности;
единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
комплексное и системное использование методов и приёмов;
овладение детьми способами изображения;
использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Обучение строю от простого к сложному, в следующих направлениях:
От рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
От использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи :
рисование ладошками и из ладошек;
рисование пальчиками;
тычок жесткой полусухой кистью;
печать по трафарету;
рисование ватными палочками;
рисование печатками и различными предметами;
рисование восковыми мелками и свечой;
набрызг;
рисование музыки
рисование мятой бумагой;
рисование пластилином;
аппликация из бумажных шариков;
рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.);
кляксография с трубочкой.
Литература: Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду.
Материал рассчитан на педагогов ДОУ, родителей.
Итог: знания, полученные у меня на мастер-классе, педагоги применяют в своей работе.
Анализ: педагоги узнали много нового и интересного о нетрадиционных техниках и способах рисования.
Тема: Вальс цветов.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ: РИСОВАНИЕ МУЗЫКИ.
Педагог: Бобровская Татьяна Викторовна.
Группа: старшая логопедическая.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников средствами новых техник рисования.
Задачи: Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, ритм и др.) Учить рисовать цветы с помощью геометрических фигур. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветами.
Оборудование: аудиокассета с классической музыкой Чайковский П. И. «Фея сирени», Танец «Феи – драже», «Вальс цветов», «Подснежник», марш из балета Щелкунчик.
Раздаточный материал: альбомный лист, цветная бумага, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей, клеенка, ластик.
Ход мастер- класса :
Фея: Здравствуйте ребята, меня зовут Фея-Фиалка, я люблю рисовать. Сейчас вы находитесь в моей школе рисования. В волшебной школе рисования. Рисование это волшебство и сейчас вы все станете волшебниками, потому что я с радостью посвящаю вас в ученики волшебной школы рисования Феи-Фиалки. /Фея волшебной кисточкой дотрагивается до каждого ребенка. В это время звучит музыка волшебного превращения/.
Ребята, а вы любите танцевать?
Дети. Да.
Фея. Вы умеете и любите танцевать, потому что сегодня день танцев. Утром, я услышала музыку. Она была такая мелодичная, звонкая. Я выглянула в окно и увидела, что там играет ансамбль ежиков. И вы представляете, под эту музыку танцуют все и звери, и люди, и птицы, и даже девятиэтажный дом.
Мы никогда в нашей волшебной школе не рисовали под музыку. Я вас научу рисовать танцующие цветы. Хотите, я вас научу рисовать под музыку?
Дети. Да.
Фея. От музыки зависит характер нашего рисунка.
Ну, что ребята, давайте рисовать, а я вам буду помогать.
Для этого нам понадобиться: альбомный лист, ножницы, цветная бумага, клей, простой карандаш, фломастеры, капелька фантазии, крошка воображения и конечно же классическая музыка.
Фея - Ребята, вы все готовы?/да/. Тогда мы начинаем.
У нас сегодня очень необычное занятие. Ребята скажите, вы когда- нибудь рисовали под музыку?
Дети. /нет или рисовали/
Фея. А ты заметила, Ира, когда рисуешь под разную музыку, получаются разные рисунки. Если мы будем рисовать под грустную музыку, получаются какие рисунки?
Дети. Грустные рисунки.
Фея. Если мы будем рисовать под веселую музыку – получаются какие рисунки?
Дети. Веселые рисунки.
Фея. Совершенно верно. Ну, что тогда сегодня мы попробуем рисовать под музыку.
Фея взмахивает кисточкой – начинает играть мелодия из балета Щелкунчик.
(Слушаем фрагмент громко, потом тихо играет музыка). А кто знает, откуда эта музыка?
Дети. Это музыка из щелкунчика.
Фея. Правильно. Чудесная музыка! Мы теперь наполнены ее звуками и готовы приступить к рисованию. Да ребята?
Дети. Да
Фея. Знаете, что мы с вами сейчас будем делать? Вы когда –нибудь рисовали цветы с помощью геометрических фигур?
Дети. /НЕТ/
Фея. А это между прочим очень интересно!
Звучит вальс Чайковского
Смотрите и повторяйте за мной. Все взяли в руки простые карандаши
Давайте с вами нарисуем круг в центре листа бумаги /ФЕЯ РИСУЕТ ПРОСТЫМ КАРАНДАШОМ НА ДОСКЕ/ Вот так. Прекрасно!
А теперь возьмем бумагу другого цвета и нарисуем треугольник. Показывает свой образец и говорит: вот так.
Теперь давайте возьмем бумагу другого цвета и нарисуем ребята овал. Овал выглядит вот так. (Показываю). И после этого мы возьмем ножницы и вырежем наши геометрические фигуры. /ФЕЯ ВЫРЕЗАЕТ СВОИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ/.
Чувствуете, как музыка задает нам настроение, работа спорится, линии получаются ровными красивыми! Правда?
Фея берет в руки круг, овал, треугольник и показывает
Посмотрите, какие мы сделали заготовки: овал, круг и треугольник. А сейчас с помощью клея мы эти заготовки приклеим к нашему листу - вот так, затем я возьму треугольник и тоже его приклею – вот так, ну и конечно же и овал приклею.
Ребята, а как вы думаете, какие цветы могут танцевать?
Дети. Фиалки.
Фея. Скажи Оля, фиалки например, какие танцы могут танцевать
Оля: Фиалочные.
Фея. Розы
Дети: Розочные.
Фея. А сейчас, ребята, вас научу из геометрических фигур рисовать цветы, это очень интересно! Смотрите: / ФЕЯ обводит треугольник/ - из треугольника мы можем нарисовать колокольчик, а из овала мы можем нарисовать тюльпан, а из круга мы можем нарисовать ромашку или астру.
Дети: А василек можно?
Фея: Василек - хороший выбор.
Ребенок: я из круга сделаю одуванчик.
Фея: Прекрасно!
Ребенок: А я из круга сделаю розу.
Фея: Ух, ты какой прекрасный выбор!
Фея: Беру фломастер. Смотрите ребята, сначала я решила сделать, цветок колокольчик из треугольника /ФЕЯ ОБВОДИТ ТРЕУГОЛЬНИК. /Это будет колокольчик. А потом из круга - сделаю ромашку.
Дети рисуют. Музыка тише играет.
Фея: Какая прекрасная музыка и работы спорятся и наши рисунки почти готовы. Нам музыка практически помогла. А сейчас самое время нарисовать танцующие цветы. Для этого мы возьмем фломастеры и нарисуем стебли и лепестки нашим цветам. /Включаем музыку - вальс. Дети рисуют.
Рефлексия.
Фея: А у вас все готово?
Дети: Да.
Фея: Мне кажется, что ребятам не терпится показать свои рисунки. Покажите, что у вас получилось? Оля, расскажи про свой рисунок?
Оля: Я изобразила много разных цветов, они танцуют под вальс. Цветы зовут Маша, Аня, Катя.
Фея: У тебя очень интересный рисунок получился, молодец! А мы посмотрим, что нарисовала Ира. Молодец, очень красивый цветок!
Ребята, хочу вас похвалить, потому что вы нарисовали очень красивые цветочные поляны. Видно, что у вас цветы танцуют вальс, они кружатся, настроение у них легкое, нежное чудесное.
Сегодня мы рисовали танцующие цветы и слушали музыку. Для этого нам понадобилась: красивая классическая музыка разная по настроению и характеру, и, конечно же наша фантазия.
До свидания, до новых встреч в моей волшебной школе рисования!
Сначала /ПОКАЗЫВАЮ образец/ мы нарисовали геометрические фигуры, а затем вырезали. А заготовки приклеили на лист бумаги, затем из геометрических фигур мы нарисовали цветы, после этого фломастерами мы дорисовали лепестки и стебли /ПОКАЗЫВАЮ ОБРАЗЕЦ, на котором нарисованы цветы/