МААМ-картинки

Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ирина Юрасова
Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Задачи:

- познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – монотипия;

Публикация «Мастер-класс „Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения : монотипия;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приё мы: репродуктивный, практический.

Оборудование: рисунки, выполненные в технике монотипия; работы детей по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности – акварель, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, ножницы, клей, полоски бумаги, салфетки на каждого педагога.

Вступительное слово.

- Добрый день уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего мастер – класса : «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

(Слайд)

Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

(Слайд)

По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Все дети любят рисовать. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования. (Слайд)

Необычность этих техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

(Слайд)

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

• оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

• тычок жесткой полусухой кистью.

(Слайд)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

(Слайд)

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой ;

• монотипия пейзажная ;

• печать по трафарету ;

• монотипия предметная ;

• кляксография обычная;

• граттаж;

• пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

(Слайд)

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

• обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.

• Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Методические советы

(Слайд)

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому во время работы важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение и т. д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные техники очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Практическая работа педагогов.

Сегодня, мы с вами окунемся в атмосферу творчества и почувствуем себя настоящими художниками. Вы своими руками вместе со мной создадите свой «шедевр» с помощью нетрадиционной техники – монотипии.

Название произошло от греческих слов «монос» - один, и «типос» - отпечаток.

В этой технике получается всего один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным. Для этой техники можно использовать не только бумагу. Рисунок можно нарисовать на стекле, керамической плитке, на картоне, на пленке.

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета.

Возраст : от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

(Слайд)

Бабочка - самый подходящий объект для изображения в технике «монотипия». Бабочка симметрична, поэтому возможна печать одного листа на другой в виде «книжечки», чрезвычайно богатые по окраске бабочки дают простор для воображения. Обрезка по контуру крыльев убирает все погрешности и случайные затёки.

- Давайте попробуем с вами нарисовать сегодня бабочек! Но у нас будут не простые бабочки, а волшебные!

- Перед вами лежат листы бумаги. Берём лист бумаги и складываем пополам «книжечкой». На одной стороне книжечки рисуем половинку бабочки.

Возьмите кисточки, напоите их водичкой. А теперь выбирайте цвета, которые вам больше всего нравятся, и наносите их на одну половину листа бумаги. Добавляйте больше воды, она нужна нам для того, чтобы наше чудо получилось.

- Хорошо, молодцы. А теперь согнем лист пополам и аккуратно погладим его ладошкой, разверните. Что же произошло? Рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа, благодаря чему Бабочка расправила крылья и вот-вот взлетит!

- А теперь мы с вами немного отдохнём.

Физминутка

-Ветер бабочек качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклонились,

Два наклонились

И на цветочки приземлились.

- А теперь дорисовываем туловище, головку и усики.

Спасибо за прекрасные ваши работы!

Карточки для рефлексии

Какие способы рисования я знаю?

Какие способы рисования я использую в работе?

Какие новые способы рисования я узнала?

Публикации по теме:

Фотоотчет о мастер-классе для педагоговФотоотчет о мастер-классе для педагогов Тема: "Формирование системы сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в рисовании нетрадиционным способом" Цель:повышение.

Проект «Волшебный мир рисования» (для II младшей группы)Проект «Волшебный мир рисования» (для II младшей группы) 1. Паспорт проекта. Название проекта: «Волшебный мир рисования». Автор проекта: Гринченко Елена Николаевна, воспитатель группы № 6 «Солнечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 января 2015 в 16:42
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Юрасова (УИ 51155) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД