Елена Ширинкина
Мастер-класса для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры»
Тема: «Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры»
Цель мастер-класса : систематизировать представление педагогов о народных играх Пермского края, как о форме работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класса для педагогов „Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Пермского края через народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Пермский край
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2019
• Познакомить педагогов с народными играми;
• Вызвать у педагогов желание, проводить и организовывать народные игры с детьми.
Вводная часть
Воспитатель: уважаемые педагоги, проходите в центр зала и встаньте в два круга.
Игра «Знакомство» (русская хороводная игра)
Правила: выстраиваются в два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.
А что мы сейчас с вами делали? (ответ)
Воспитатель: Мы считаем, что эффективной формой духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к национальным ценностям и традициям народов Пермского края через народные подвижные игры, которые помогают:
• расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях,
• формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Основная часть
Наш Александровский район, как и весь Пермский край, многонационален (русские, татары, коми- пермяки, удмурты, немцы и др.)
Сейчас мы познакомим вас с некоторыми национальными народными играми Пермского края, которые можно применять в своей работе. (Воспитатели знакомятся с правилами игр и играют в игры.)
1. ИГРЫ С ПЕНИЕМ И ТАНЦАМИ (хороводные, такие игры проводятся в группе.
«Редя» (Удмуртская хороводная игра)
Ставится стул, на стул садится «бабка», ей на колени садится «редька». Остальные участники встают вокруг них в хоровод. Водят хоровод. Они, как бы, работают на «бабку». Ходят и поют такую песенку:
«Редя, редя, кто тебя сажал?»
Поливанова жена при дорожке жила,
Редю саживала, огораживала,
От мороза укрывала,
От солнышка поливала.
Потом каждый из хоровода спрашивает у «бабки» : «Бабка, бабка, поспела ли редька?», а «бабка» отвечает: «Нет, не поспела, тяпайте дальше!». Хоровод продолжает «тяпать» дальше и петь ту же песню. Когда последний из хоровода спросит у «бабки», поспела ли редька, она ответит: «Поспела!». В этот момент все дружно хватают «редьку» у «бабки», вытаскивают ее, а «бабка» должна «редьку» удержать. Когда «редька» будет вытащена, все дружно говорят: «Вытащили редьку!».
2. ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ (спортивные)
Такие игры проводим (в основном, на улице) на развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется характер нашего народа, воля и стремление к победе.
Игра «Перетягивание скалки» (коми-пермяцкая)
Играть можно в помещении, а в теплую сухую погоду и на улице. Для игры требуется только скалка. Количество игроков не ограничено.
Два игрока садятся на пол или на лужайку лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах. Можно соревноваться по групповой (каждый с каждым) или по олимпийской системе (проигравший выбывает). В первом случае побеждает тот, у кого больше всех побед; во втором – тот, кто победил в последнем поединке.
Игра «Успей поймать!» (коми-пермяцкая)
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики.
Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры. Передавая мяч, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.
3. ПОДВИЖНЫЕ такие игры проводятся на прогулках, в группах.
«Лиса в саду» (немецкая игра)
Выбирают двух водящих - «лису» и «садовника». Остальные игроки образуют круг, взявшись за руки. «Лиса» становится в середине круга, садовник - вне его. «Лиса» подходит к любому игроку и делает движения рукой, как бы срывая что-то и кладя в рот. «Садовник», видя это, спрашивает:
- Что ты там в моем саду делаешь?
- Яблоки кушаю.
- Кто тебе разрешил?
- Никто не разрешил.
После последнего слова «не разрешил» «садовник» заходит в «сад» (круг, пролезая под руками стоящих в кругу игроков, а «лиса» выбегает из «сада». «Садовник» гонится за ней, но только по ее «следу» (пути, то вбегая в круг, то выбегая из него, пока не поймает «лису». Если «садовник» сбивается с пути, то считается, что «лисе» удалось убежать. Тогда выбирают новую «лису» («садовник» остается тот же) и игра продолжается. Если же «садовник» поймает «лису», то выбирают и новую «лису», и нового «садовника».
Правила:
1. «Лисе» разрешается бегать только вблизи круга, не удаляясь далеко в сторону.
2. Игрокам запрещается поднимать или, приседая, опускать руки, задерживая «лису» или «садовника».
«Ванюша и лебеди» (белорусская народная игра)
На земле чертят квадрат — это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные — «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» — поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести в лес Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.
Правила игры : забегать в дом «лесовика» нельзя; пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей; «лесовик» не должен все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.
4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Эти игры можно применять как часть занятия, разминку, заполняя ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.
Игра «Почта» (русская народная игра)
Дети стоят в кругу. Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города. (называет город)
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Методические приемы: водящего выбирается при помощи считалочки. Вместо фантов можно использовать старые открытки, марки или конверты.
Дополнительные рекомендации: задания могут придумывать и сами участники игры.
Игра «Прела-горела»(белорусская народная игра)
Ведущий прячет в разных местах различные предметы (игрушки, фрукты, и др.) загадывает загадку о предмете, далее произносит слова:
• Прела-горела за море летела,
• А как прилетела, там где-то и села,
• Кто первый найдет, тот себе возьмет!
• Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.
• Ответ на загадку не говорим, приносим ведущему.
• После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.
Заключительная часть
В заключение нашего мастер-класса предлагаем блиц-опрос. Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
• Какие атрибуты используются в народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
• Главная роль в народной игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
• Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
• Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
• Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Хочется закончить нашу совместную работу высказыванием педагога Александры Платоновны Усовой: «В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».
Поэтому играйте, творите, развивайтесь…
(Педагогам вручаются буклеты «Народные игры Пермского края».)