Елена Новикова
Мастер-класс «Коллажирование как средство детского самовыражения» с использованием изотехники «пуантилизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер – класса на тему :
«Коллажирование – как средство детского самовыражения» с использованием изобразительной техники «пуантилизм».
Автор: Новикова Елена Викторовна, воспитатель МБДОУ №427г. Екатеринбурга
Цель мастер-класса :
•Развитие творческих способностей детей через знакомство с одним из видов аппликации – коллажом.
Публикация «Мастер-класс „Коллажирование как средство детского самовыражения“ с использованием изотехники „пуантилизм“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Пуантилизм. Рисование ватными палочками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
•Познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».
Задачи в работе с детьми:
- познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;
- обучать созданию коллажа «Аквариум» в технике «пуантилизм»;
- развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (4-5лет);
- воспитывать усидчивость в работе, аккуратность, эстетическое восприятие.
Материалы:
1. Шаблоны рыб
2. Простой карандаш со стирательной резинкой на конце
3. Ватные палочки
4. Гуашь
5. Влажные салфетки
6. Макет аквариума
7. Золотая рыбка – мягкая игрушка
8. Презентация для родителей
9. Презентация для детей с поэтапным рисованием
Ход работы:
Фантазия – это призма, через которую ребенок смотрит на окружающий его мир в возрасте 4-5 лет.
Продуктивная изодеятельность наиболее востребованный детьми вид творческой деятельности, который позволяет воплотить все детские фантазии в реальность.
В возрасте 4-5 лет, у детей часто возникают противоречивые чувства.
В нашем случае это: Объединение образовательных областей в одно целое:
•Чтение художественной литературы • Изобразительная деятельность
•Социализация – игра
Противоречия:
*между желанием экспериментировать и нарисовать, как в природе;
*между желанием поиграть с изобразительными средствами и справиться с заданием;
*между оценками результатов деятельности родителей, педагога, ребенком.
Исходя из этих противоречий, я определила для себя следующие задачи:
Обучающие:
1. научить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;
2. формировать коммуникативную компетентность;
3. способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление;
4. вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
5. познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
Развивающие:
1. развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
2. развивать и поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы;
2. Воспитывать у детей усидчивость при выполнении работы.
Справиться с решением поставленных задач позволила нетрадиционная методика – коллажирования.
КОЛЛАЖ – это средство детского самовыражения, где можно передать не только формы предметов, но и соотносить их по цвету, величине, решать композиционные задачи, развивать конструкторское мышление, моторику пальцев рук и тактильные ощущения.
В связи с этим возникает потребность в дальнейшем экспериментировании с образами, разнообразными инструментами и изобразительными материалами. Начать такую работу возможно лишь при изучении нетрадиционных способов продуктивной деятельности.
В связи с этим у детей развивается: мелкая, двигательная, речевая моторика.
Таким образом, применяя и комбинируя разные способы изображения, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы рисунок получился выразительным/неповторимым, не похожим на другие/.
Сейчас я совместно с Вами и детьми проведу мастер – класс с использованием изобразительной техники «пуантилизм».
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками».
Суть техники пуантилизма достаточна, проста: рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой, не создается переходов от одного цвета к другому. Это происходит лишь оптически, при рассматривании рисунка на расстоянии. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Так в технике пуантилизма создаются переходы от темного к светлому.
Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег или дождь поверх готового акварельного рисунка. С детьми старшего дошкольного возраста, уже умеющими считать, можно попытаться воспроизводить в данной технике мозаичные картинки. Сначала собирать картинку из мозаики, а потом рисовать ее на листе, сверяя правильность рисунка.
СЛАЙД «РЫБЫ» /заходят дети/
Добрый день!
Добрый час!
Как я рада видеть вас!
Загадка:
На окошке пруд
В нем рыбки живут,
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. / аквариум/
/подходят к макету /
-Вот он, посмотрите!
Какой большой.
- Сколько в нем рыб? /одна/ - сшитая из ткани золотая рыбка.
- Как вы думаете, ей весело или грустно плавать одной в большом аквариуме? /грустно/
- А как ей помочь? /ответы детей/
-Давайте возьмем рыбку в руки и рассмотрим ее.
-Что у нее есть? /туловище, хвост, плавники, глаза и т. д. /
- Скажите части рыбки одного цвета? /нет/
-Какого цвета туловище?
Хвост и плавники?
Глаза?
-Давайте посмотрим на слайде, какие бывают рыбки.
Вывод: Рыбки могут быть разного цвета. Согласны?
Ребята! Приглашаю Вас и ваших родителей в творческую мастерскую.
-У вас на столах лежат рыбки. Какого они цвета? /белые/
-Что надо с ними сделать, чтобы они были яркими и красивыми?
- Сегодня мы попробуем раскрасить рыбок точечками.
-Посмотрите, что для этого у вас есть на столах?
-Давайте вспомним, как правильно рисовать гуашью, при помощи ватных палочек?
- Как надо держать при этом ватную палочку? / чтобы ее кончик смотрел в потолок/- вертикально.
-А как при помощи карандаша с ластиком?
- Ну, а теперь закройте глазки и представьте, какой будет ваша рыбка в цвете?
\Приступаем к работе. Сядьте прямо. Приготовились!/
- Я на экране буду вам показывать, как правильно раскрасить рыбку.
Поэтапное раскрашивание шаблона рыбки по слайдам презентации.
Рыбки наши готовы.
-Ребята, а что они умеют делать? /плавать/
-Вы хотите с ними поиграть?
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)
- Ребята, а теперь давайте запустим рыбок в наш аквариум
- Скажите сколько теперь рыбок в аквариуме? /много/
- Какие рыбки получились?/яркие, красивые/
- Ребята, как вы думаете, настроение у рыбки поменялось?
- Почему? / ей не скучно, у нее появились друзья/
-Ребята! Как вы хорошо потрудились! Молодцы!
Погладили себя по головушкам, сказали: «Я МОЛОДЕЦ!».
Подошли к своим мамочкам, папам, бабушкам, дедушкам, обняли их ручками – МЫ МОЛОДЦЫ!
Наша творческая мастерская закрывается. Всем спасибо за сотрудничество!