Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Речь. Музыка. Движение»

Елена Маклакова
Мастер-класс для педагогов «Речь. Музыка. Движение»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Речь. Музыка. Движение

Нужно сразу сказать, что связь слова музыки и ритма – это есть Логоритмика

Сегодня мы поговорим о том, что такое ЛОГОРИТМИКА. Как и зачем ее применять на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речь, Музыка, Движение“» размещена в разделах

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Именно эта причина влияет на их умственное и физическое развитие.

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словами и музыкой.

Логопедическая ритмика занимает особое (главное) место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит нормализации функций речи

Давайте рассмотрим, что же преследует логоритмика и каких результатов можно добиться с её помощью.

Задачи логоритмики:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию движений;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма,

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

В чем же терапевтическая роль логоритмики?

Всем детям, имеющим нарушение речевой функции, очень важна логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка:

- сердечно-сосудистой, дыхательной;

-двигательной, сенсорной;

-речедвигательной и других систем.

Но главное достоинство логоритмики заключается в том, что, разработанная с учетом ФГОС, она раскрывает такие виды здоровьесберегающих технологий, как:

•валеологические песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);

•дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);

•артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата); Такие упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения –это необходимость.

•игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);

•пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);

•речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);

•сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);

•коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);

музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание).

логоритмические занятия строятся по следующей схеме:

1. Вводная часть – предусматривает приветствие, и проведение ритмической разминки

2. Основная часть – включает разнообразные виды двигательных и речевых игр и упражнений

3. Заключительная часть – любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию.

Чем же меня привлекает именно это вид деятельности в работе с детьми?

Современные дети нуждаются в постоянном обновлении

дидактического материала. Есть дети, которых очень сложно заставить просто слушать музыку. Логоритмика позволяет заинтересовать детей через игровую форму, через движение под музыку.

Возникнет вопрос: -А стоит ли заниматься логоритмикой с детьми, у которых отсутствуют нарушения речи?

Отвечаем на этот вопрос: «Конечно, стоит!» Ведь, на самом деле дети воспринимают такие занятия как игру, а какой ребёнок не любит играть? Так что, с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять детей, а с другой - приносить пользу их здоровью.

Ещё большой плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые, что помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно с ним взаимодействовать.

Вывод: Опыт работы показывает, что занятия логоритмикой позволяют нам, педагогам, добиваться значительных результатов устранения речевых нарушений, решать проблемы развития речи у детей.

Практическая часть

Свои музыкально-логоритмические занятия я строю на сюжетной основе. Сюжет занятия может составлять время года, или какая-либо сказка, какое-то стихотворение, мультфильм, все что особенно нравится детям и вызывает их заинтересованность.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент музыкально-логоритмического занятия со старшими детьми. - «Прогулка в зимний лес»

Водная часть занятия -Это приветствие и разминка.

Музыкальное приветствие Е. Кошкаровой:

Исполняется по ролям.

Взрослый начинает петь, задает вопрос, дети отвечают, сопровождая пение ритмичными хлопками

1 КУПЛЕТ:

• Ну, здравствуйте, ребята! (взрослый)

• Здравс-твуй-те! (дети)

• Как ваше настроение? (взрослый)

• Очень хорошо! (дети)

• Пора нам заниматься! (взрослый)

• Да-да-да! (дети)

• Мы будем все стараться! (взрослый)

• Так же, как всегда! (дети)

Припев поем вместе, к пению добавляем танцевальными движениями.

ПРИПЕВ:

Будем танцевать (вместе) Пружинка с поворотами, вправо-влево.

И песни распевать.

Прошу, ребята вас, (взрослый)

За мною повторять!

Проигрыш: Дети повторяю танцевальные движения по моему показу.

Предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес

Проводиться разминка.

Разминка

Звучит р. н. мелодия. Дети двигаются по кругу, под музыку, выполняя приставной шаг.

Движение сопровождается попевкой

Ножка правая шагает, А другая догоняет,

Раз-два, раз-два, не догонит никогда.

Повторяется несколько раз.

М. Р- Быстро и незаметно мы оказались в зимнем лесу.

Предлагаю посчитать зимнее время

.

Выполняется ритмическое упражнение «Часики» с палочками- клавесами

Дети отстукивают ритмический рисунок, при этом палочки поднимают вверх, опускают вниз. Стучат справа-слева.

Основная часть занятия: Двигательные, речевые ритмические упражнения.

М. Р. Предлагаю с помощью музыкальных инструментов изобразить звуки зимнего леса.

Проводиться сказка –шумелка- «Зима в лесу»

На фоне соответствующего слайда и музыки, я читаю текст сказки.

Дети играют на музыкальных инструментах.

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.

ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки.

МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.

ШУРШАТЬ БУМАГОЙ

У всех было много еды. Белки грызли орешки,

КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки

ТОН - БЛОК (рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер.

ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах

ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.

ПИЩАТЬ

М. Р. Ребята мы немного замерзли в зимнем лесу. Давайте согреемся.

Проводиться игровой массаж.

«Ой, мороз!»

1. Зябнут щечки, зябнет нос - Ладошками растирают щеки и нос.

Коченеют ручки. – Потирают ладошки.

Ой, мороз, мороз, мороз, - Грозят пальцем

Брось такие штучки – хлопают в ладоши

2. Ты за щечки не щипай - Легко похлопываю по щекам

Хватит баловаться - Грозят пальцем

Выйди снами погуляй - Сгибают ладошки, манят к себе

С горки покататься. - Хлопаю по коленям.

М. Р, Согрелись. Можно играть и веселиться.

Проводиться коммуникативная игра «Здравствуй, мой дружок»

Звучит веселая ритмичная музыка. Дети встают парами по кругу.

Поют и выполняют танцевальные движения, соответствующие тексту.

Здравствуй, здравствуй мой дружок, мой дружок.

- здороваются правой рукой, другая за спиной

Все мы слышали не раз твой рассказ – здороваются левой рукой, другая за спиной.

Будто в танцах ты знаток, мой, дружок – кружатся вокруг себя

Научить берешься нас ты сейчас – хлопки по коленям.

Ну, хотя ты и знаток- грозят правой рукой,.

Нам не нужен твой урок, - грозят левой рукой

До свиданья, до свиданья, милой мой дружок. – противоходом переходят к следующей паре.

Заключительная часть логоритмического занятия. Включает в себя упражнения на восстановление дыхания и релаксацию.

М. Р. Наша прогулка по зимнему лесу подходит к концу.

Пора нам прощаться.

Звучит «Прощальная песенка»

Дети встают в круг, качают сцепленными руками и поют.

Пели мы и мы плясали

В игры разные играли

Ножками мы топали

И в ладоши хлопали

А теперь пойдем по кругу

Скажем мы «пока!» друг-другу!

На закрепление материала детям задаются вопросы. После чего они покидают музыкальный зал.

Таким образом, в ходе одного занятия могут быть использованы самые разные виды логоритмических упражнений.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Речь. Музыка. Движение»
Опубликовано: 27 мая 2024 в 12:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Речь. Музыка. Движение»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маклакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.

23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД