Приложение МААМ

Математические сказки как средство умственного развития младших дошкольников

Светлана Ковтун
Математические сказки как средство умственного развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Термин «развитие», являясь одной из центральных категорий в психологии и

педагогике, имеет многочисленную историю своего употребления, обусловленную

культурно-историческими факторами. На протяжении веков умственное развитие

воспитанников выступает значимым аспектом в практике дошкольного образования.

Аналитический обзор психолого – педагогической литературы позволяет обосновать процесс умственного развития детей младшего дошкольного возраста как становление у них познавательных процессов путем чувственного познания окружающего мира (восприятия, ощущения, представления).

Публикация «Математические сказки как средство умственного развития младших дошкольников» размещена в разделах

На современном этапе совершенствования системы дошкольного образования приоритетным становится применение разнообразных терапий (сказко-, кукло-, песко-, фито-, арома-, музыко-, хромо- и пр.) в качестве средств развития и коррекции детской личности. Все они являются привилегией работы психолога учреждения, однако взаимодействие специалистов позволяет использовать каждое из вышеперечисленных средств и с педагогических позиций. Так, собственная практическая деятельность показала результативность включения в процесс умственного развития младших дошкольников сказок, стимулирующих мыслительные процессы у малышей, их творческое начало, помогающих получать первый опыт общения и взаимодействия, т. е. все те компоненты, которые являются составляющими умственного развития.

Особый интерес для нас представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация и др., внимания, памяти. С учетом данного направления нами широко используются математические сказки как средство умственного развития младших дошкольников.

Аккумулируя определения разных авторов А. В. Белошиста,Г. Доман, З. А. Михайлова и др., мы приходим к выводу о том, что под математическими сказками понимают народные и авторские сказки, в которых имеются многочисленные математические ситуации, способствующие формированию у детей математических представлений и способностей, элементарного счета, логических приемов умственных действий, развития операций синтеза, анализа, обобщения.

Работа по включению математических сказок в процесс умственного развития детей младшего дошкольного возраста, организуется как на специальных познавательных занятиях, так и в свободной деятельности воспитанников. Для этого совместно с узкими специалистами нашего учреждения созданы благоприятные условия, предполагающие:

1 учёт индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей при разработке, подборе и апробации математических сказок (тематики, содержания, наглядного изображения, предметов – заместителей сказочных персонажей и пр.);

2 эмоционально – положительную психологическую атмосферу, дающую детям почувствовать себя «сказочниками», свободно проявляющими свои стремления и интересы, не зажатыми в рамки занятий;

3 предоставление многообразия материала (в том числе математического содержания) для выдумывания сказок и места для их проигрывания, организацию такой самостоятельной творческой деятельности, которая сопутствует любознательности;

4 постоянное использование взрослыми в речи слов, обозначающих цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество;

5 интеграцию математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную как основы для зарождения сюжета сказки;

6 учет той позиции, что математическая сказка хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей;

7 побуждение обмениваться представлениями умственного плана, предметами, игрушками, отождествляющими сказочных персонажей, подготовка к установлению правильных взаимоотношений.

При разработке сценариев занятий и мероприятий осуществляется модификация русских народных и литературных сказок, специально для реализации целей конкретного занятия создаются авторские математические сказки. Помимо этого нами соблюдаются определенные требования к включению математического содержания в сюжет используемых математических сказок в процессе умственного развития младших дошкольников.

Во – первых, математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно "прочесть " письмо, в котором представлен план пути и т. д.

Во – вторых, математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками – путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.

В – третьих, сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно – ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети младшей группы открывают, что и бельчат, и грибы можно посчитать палочками. Действие счета осваивается детьми в дочисловом периоде, понятие числа как средства отображения количественных отношений (палочки) осваивается до усвоения собственно чисел.

В – четвертых, математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).

В – пятых, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников – детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки).

По существу, математическое содержание всегда оказывается включенным в деятельность детей, как правило или условие ее выполнения, материал для ее построения, мера социальной значимости. Включаясь, таким образом, в деятельность, математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки, но прежде всего оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка. Мы приходим к выводу о том, что математическая сказка позволяет детям в особой метафорической форме обозначать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о Добре и Зле, Жизни и Смерти, о происхождении Всего, о формах, величинах, цифрах, цветах и т. д.) и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира). Все перечисленные компоненты являются элементами умственного развития.

Список литературы:

1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.

2. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. и др. Обучение математике в детском саду. – М. : Академ А, 1997.

3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 9-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.

4. Математические сказки. - https://annik-bgpu.km.ru/statya_matskazki.html

5. Филиппова Л. В. Сказка как источник творчества детей. - М. : Владос, 2001. – 288 с.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Проект «Маленький селянин» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математические сказки как средство умственного развития младших дошкольников
Опубликовано: 17 июня 2014 в 12:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математические сказки как средство умственного развития младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ковтун (УИ 223708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД