Шевченко Людмила
Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по Стране песочных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта …. 3
Пояснительная записка …. 4
Актуальность проекта…. ….4
Цели и задачи…6
Содержание проекта…. 7
Ожидаемые и полученные результаты…. 11
Литература…. 12
Паспорт проекта
Название проекта
Увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр
Автор проекта Шевченко Людмила Викторовна
Сроки реализации Сентябрь- май
Публикация «Проект по математическому развитию детей дошкольного возраста „Увлекательное путешествие по Стране песочных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип Информационно-практико-ориентированный
Участники Дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатели, родители
Место проведения МБДОУ №22
Объект Процесс формирования и развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Предмет Формирование элементарных математических представлений дошкольников, посредством включения нетрадиционной игровой технологии - «Песочные игры»
Проблема Низкий уровень знаний по математическому развитию.
Как повысить у детей уровень математического развития?
Актуальность Недостаточный интерес к математике, низкий уровень переноса знаний в повседневную жизнь
Гипотеза Познавательная деятельность детей будет более активной, если используются разнообразные нетрадиционные технологии
Цель Разработать комплекс дидактических игр с использованием нетрадиционных технологий,
повысить уровень знаний по математическому развитию.
Задачи 1. Проанализировать программу по РЭМП, включить элементы игр с песком в образовательную ситуацию и в самостоятельную игровую деятельность.
2. Определить возможности нетрадиционной технологии «Песочные игры» в формировании математических представлений у детей.
3. Разработать картотеку дидактических игр
4. Проверить влияние нетрадиционной технологии на формирование прочных предпосылок к учебной деятельности.
5. Создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей
Ресурсное обеспечение 1. Временные ресурсы: сентябрь - май
2. Информационные ресурсы: нормативно правовые документы, методическая литература
3 Интеллектуальные ресурсы: старший воспитатель, учитель - логопед
4. Кадровые ресурсы: воспитатель
5. МТБ: песочница, песок, игрушки, бумага, аудиозаписи, ноутбук
Формы и методы работы Наблюдение, анализ результатов деятельности детей, словесные, игровые
Ожидаемые результаты
1. Создание методических разработок, математической развивающей среды, условий для проведения игр с песком.
2. Повышение познавательного интереса детей к математике,
3. Формирование операций логического мышления.
4. Применение математических знаний и умений в самостоятельной деятельности.
5. Осознание родителями важности развития элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного игрового материала.
6. Пополнение центра математического развития
Введение
Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему совсем не понятно то, что ему говорят? Полюбит ли ребенок в школе алгебру и геометрию, если в детском саду на занятиях по математике ему скучно? Но, не смотря на сложности, математическое развитие будет продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, т. е. когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми раннее, помогают им решить практическую задачу. Ребенок по своей природе — исследователь, экспериментатор. Формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс развития нетрадиционные игровые технологии: дидактические игры и упражнения с песком.
Актуальность
Использование нетрадиционных технологий в различных видах деятельности определяется их значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.
Формирование математических представлений вызывает у дошкольников с нарушением речи большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Возникает проблема: дети с ОНР имеют низкий уровень знаний по математическому развитию. Встает вопрос: Как повысить уровень математического развития? Я предположила, что формирование математических представлений будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников нетрадиционную технологию «Игры с песком». Изучив специальную литературу, посвященную исследованию особенностей математической деятельности детей дошкольного возраста с нарушением речи, выявила отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточную критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.
Данная проблема позволила определить направление работы по формированию математических представлений у детей с нарушением речи.
Целью проекта является повышение уровня математических представлений у детей с нарушением речи в соответствии с программой и обоснование эффективности использования нетрадиционных игр в различных видах деятельности. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. В своей работе я нашла новый подход для развития пространственных и количественных представлений через игровые упражнения в «песочнице». Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей с ОНР не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными. Организация игр с песком позволяет развивать у детей с ОНР интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, навыки общения и речь, пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений, обучать счету, расширять кругозор. Также игры с песком позволяют решать задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования.
Задачи: 1. Проанализировать программу по РЭМП, включить элементы игр с песком в образовательную ситуацию и в самостоятельную игровую деятельность.
2. Определить возможности нетрадиционной технологии «Песочные игры» в формировании математических представлений у детей.
3. Разработать картотеку дидактических игр
4. Проверить влияние нетрадиционной технологии на формирование прочных предпосылок к учебной деятельности.
5. Создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей
Для выполнения проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение: 1. Временные ресурсы: сентябрь - май
2. Информационные ресурсы: нормативно правовые документы, методическая литература
3 Интеллектуальные ресурсы: старший воспитатель, учитель - логопед
4. Кадровые ресурсы: воспитатель
5. МТБ: песочница, песок, игрушки, бумага, аудиозаписи, ноутбук
Ожидаемые результаты:
1. Создание методических разработок, математической развивающей среды, условий для проведения игр с песком.
2. Повышение познавательного интереса детей к математике,
3. Формирование операций логического мышления.
4. Применение математических знаний и умений в самостоятельной деятельности.
5. Осознание родителями важности развития элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного игрового материала.
6. Пополнение центра математического развития
Этапы реализации проекта:
I. Организационный этап
Сроки: сентябрь- октябрь
Цель: изучить теоретический вопрос по использованию нетрадиционных технологий в ДОУ, определить направление, формы и методы работы.
№ п/п Наименование мероприятия
1 Изучение и анализ литературных источников по теме проекта:
Баринова Н. М. "Песок - вода - ладошки"
Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком
Бычкова М. Игры на песке как средство коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Эль Г. Н. Человек, играющий в песок.
Кичура В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками и др.
2 Анкетирование родителей
3 Диагностическое обследование детей с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений
4 Анализ ресурсных условий
5 Разработка плана работы с родителями
6 Разработать картотеку занимательных математических игр с песком, ЦОР
7 Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды.
II этап – деятельностный
Сроки: октябрь-апрель
Цель: практическая реализация данных планов и пополнение предметно –пространственной развивающей среды.
№ п/п Наименование мероприятия Участники
1 Ознакомление детей с математическими играми с песком, правилами игры с песком
Дети, воспитатель
2
Создание центра песка
воспитатель
3 Использование игр с песком на занятиях по РЭМП, в игровой деятельности.
Дети, воспитатель
4 Разработать тематическое планирование по использованию игр с песком во время ОД воспитатель
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Познавательное развитие
- Наблюдения.
- Отгадывание загадок.
- Придумывание загадок
- Беседы.
- Рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие:
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Ознакомление с художественной литературой:
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей.
Игровая деятельность:
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театральные игры.
- Словесные игры.
- Строительные игры.
Продуктивная деятельность:
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
- Коллажи
- Фризы
- Альбомы детской деятельности
- Поделки
- Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность:
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
- Разнообразные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Рисование рисунков.
- Продуктивная деятельность.
Тематическое планирование
образовательная область «Познание»
(использование игр с песком)
Этап работы Тематика занятий Средства реализации
Организационный
сентябрь
1. Количество и счет
2. Величина
3. Форма
4. Ориентировка в пространстве «Сделай поровну», «У кого столько же», «Назови соседа», «Живые цифры» «Угадай, какая цифра попалась в руки?» «Найди в песке нужное количество камешков». «Наведи в песочнице порядок», «Подсказка», «Сделай цифру из песка»
«Величина». Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое, «Игра с двумя наборами» (сравниваем предметы по величине путём накладывания одного на другой, «Художники»
«Назови геометрическую фигуру»
«Найди предмет такой же формы»
«Угадай, что спрятали», «Пекарня» «Песочный круг»
«Дойди по дорожке», «В лес за грибами», «Посади овощи»
Основной
октябрь-май
1. Количество и счет
2. Величина
3. Форма
4. Задачи-смекалки
«Слепи цифру из пескаа», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру», «Лесная полянка», «Бабочки на лугу», «Шишки на ёлке», «Угадай, что спрятали», «Сделай поровну», «У кого столько же»
«Чей дом?», «Величина», «Что бывает широкое» (длинное, высокое, низкое, узкое, «Игра с двумя наборами» (сравниваем предметы по величине путём накладывания одного на другой)
«Измерь пальцами»
«Геометрические домики», «Найди предмет такой же формы», «Угадай, что спрятано», «Кто быстрее?»
«Волшебный круг», «Сложи квадрат», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Чем мы похожи», «Геометрическое лото», «Подбери по смыслу», «Смотри, играй, запоминай»
Заключительный
май 1. Количество и счет
2. Величина
3. Форма
4. Задачи-смекалки «Лесная полянка», «Бабочки на лугу», «Шишки на ёлке», «Яблоки в корзине», «Автозаправочная станция», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру»
«Найди такой же», «Величина». Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)
«Что бывает широкое, длинное, высокое, низкое, узкое?», «Найди такую же»
«Подбери по контору», «Собери фигуру», «Часть и целое», «Логика», «цвет и форма»
Ш этап – заключительный
Сроки: апрель - май
Цель: подведение итогов работы, создание продуктов работы в данном направлении
№ п/п Наименование мероприятия Участники
1 Обобщить опыт работы по теме «Увлекательное путешествие по Стране Песочных Игр» - развитие элементарных математических представлений у детей ОНР посредством использования игр с песком Шевченко Л. В.
2 Провести итоговое мероприятие «Занимательная математика с песком» Шевченко Л. В.
3 Провести консультацию для педагогов «Использование песочных игр в развитии пространственно - количественных представлений у дошкольников» Шевченко Л. В.
Попова А. Ф.
4 Провести консультацию для родителей «Играем в математику» Шевченко Л. В.
5 Самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту Шевченко Л. В.
5 Создать видеофильм и презентацию об использовании игр с песком Шевченко Л. В.
В ходе проекта налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов игр с песком в образовательную деятельность с элементами познавательного развития способствует и личностному развитию детей.
Используемая литература
1. Баринова Н. М. "Песок - вода - ладошки" : цикл занятий с детьми, пережившими стрессовые ситуации. Ребенок в детском саду. - 2010.
2. Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком. Дошкольная педагогика. - 2011.
3. Кончина О. В гости к песочному человеку Обруч. - 2009. - № 4.
4. Кичура В. В. Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками. Дошкольная педагогика. – 2009, №8
5. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников. Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3
6. Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.
7. НовиковаВ. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
7. Нищева Н. В. Развитие элементарных математических представлений у детей с ОНР. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
8. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7
9. СмирноваЕ. О. Лучшие развивающие игры
10. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
12. Шиманович Ю. "Разгадай тайну Песочной страны" - коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке
13. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. СПб. Речь, 2