Елена Бондаренко
Материал по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Публикация «Материал по самообразованию „Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность:
Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.
Цель:
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Задачи:
1. Развить умения производить точные движения пальцами рук.
2. Развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развить творческую активность, фантазию.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
Из опыта работы:
В ходе работы с детьми старшей группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации :
• Торцевание
• Панорамная аппликация
• Симметричная аппликация
• Объемная аппликация из бумажных салфеток
• Аппликация из природного материала
• Мозаика
• Квиллинг
• Обрывная аппликация
• Аппликация из ватных дисков
Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:
объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.
Аппликация из салфеток :
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.
Аппликация из природного материала :
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются : арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий можно легко сочетать с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Детей подготовительной группы целесообразно познакомить с техниками: торцевание и квиллинг.
Торцевание:
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью этой техники можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, открытки. Данная техника привлекает детей необычным эффектом "пушистости".
Квиллинг:
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка.
Результативность:
1) Развивается творческий потенциал детей.
3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.