МААМ-картинки

Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей

Ткачева Юлия
Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Матрицы Грофа : возможности повышения адаптационных возможностей детей».

В современной психологии не мало споров о том, как влияют эмоции, ощущения мамы во время беременности и родов на психику ребенка. Отражаются ли родовые переживания на психике малыша, что он испытывает в данный момент? Чем могут помочь взрослые и стоит ли это делать? Попытался ответить на эти вопросы Станислав Гроф в своей теории перинатальных матриц.

Публикация «Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей» размещена в разделах

С. Гроф описывает четыре перинатальные матрицы, во время которых формируется наше психическое здоровье.

Первая перинатальная матрица «Матрица наивности» эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Если ребенок нежеланный, мать находится в состоянии стресса, болеет, конфликтует с кем либо, то такой ребенок может ощущать ненужность, испытывать вину за свое существование, испытывать тревогу и беспокойство. Решение: говорить ребенку слова любви; радоваться его существованию; безусловное принятие его таким, какой он есть; акцентировать внимание на половой принадлежности малыша: «Девочка моя любимая», «Мальчик ты мой любимый»; слова любви, признания и одобрения не должны быть связанны с достижениями ребенка. Игры и сказки: Сэм Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?».

Вторая базовая матрица «Матрица жертвы». Вторая матрица начинается от момента начала схваток до полного открытия шейки матки и начала потуг. Состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят, и нет выхода. При этом возникает чувство вины, которое берется на себя: «Я был плох, и меня изгнали». В этой матрице вырабатывается пассивная сила, терпеливость, настойчивость, умение выживать. При благоприятном прохождении данного периода человек научается ждать, терпеть, переносить неудобства жизни. Если процесс схваток затягивается, у ребенка формируется роль жертвы; аутоагрессия; заниженная самооценка; зависимость от окружающих. Решения: хвалить ребенка чаще; разбирать его поведение с друзьями, учить давать отпор обидчику, защищаться; стимулировать ребенка озвучивать свое мнение и цивилизованно отстаивать его; не давать оценок и сравнений; агрессию снимать активными играми, шуточной борьбой, «сражениями со злодеями». Игры: «Пылевыбивалка» (Игра предназначена, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Из мягкой подушки среднего размера просим ребенка помочь выбить пыль. Ребенок может с ней делать все, что угодно: бить руками, пинать, подбрасывать); «Подеремся?» (Необходимо вместе с ребенком вооружиться большими подушками и устроит бой). Если процесс схваток проходит слишком быстро или отсутствует, у ребенка формируется тенденция бросать дела на середине; неумение ждать и бороться. Решение: игры, требующие ожидания и усидчивости; поддерживать ребенка в его начинаниях и, что особенно важно, в доведении их до конца. Достигнутый наспех и неаккуратный результат хвалить, а не критиковать. Стимулировать ребенка делать несложные задания самостоятельно, помощь оказывать минимальную. Дать возможность ребенку насладиться и процессом, и результатом. Моделировать ситуации, в которых ребенок должен подождать. Проговаривать ребенку происходящее, акцентировать внимание на терпении, хвалить за терпение. Игры: сбор пазлов; раскрашивание карандашами, мелками, красками; чтение сказок; поделки из бумаги, пластилина, природных материалов; сбор украшение своими руками; конструирование вместе с ребенком по образцу или произвольно; сортирование круп, бусин, стеклянных камушков, других мелких предметов.

Третья перинатальная матрица – «Матрица борьбы» характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, слизь и т. д.). Но возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. При неблагоприятном прохождении «Матрицы борьбы» формируется излишняя агрессия, человек склонен попадать в ситуации, где нужно бороться, выживать, формируется девиз «жизнь – борьба». Или, наоборот, неумение отстаивать интересы, бороться, действовать, тенденция ожидать помощи извне. Решения: в первую очередь необходимо учить малыша расслабляться; моделировать ситуации и игры, в которых спокойствие, доброжелательность приносят больше радости, чем борьба; учить ребенка видеть позитивное. Важно все задания и препятствия должны быть ощутимыми, но преодолимыми! Игры и сказки. Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: «Ленивая кошечка», сказка В. Г. Сутеев «Яблоко». При недостаточном прохождении периода или его отсутствии решения проблем включают: игры с преодолением препятствий, игра «выбраться из тоннеля», прохождение «полосы препятствий», поощрение самостоятельных начинаний ребенка, поддержка в решении проблем, занятия спортом.

Четвертая базовая матрица «Матрица свободы». Отделение от матери, после пересечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомический индивид. В случае, когда ребенка отлучают от матери в первые минуты жизни, в дальней жизни возможны проблемы в виде потери человеком смысла жизни. Решения: максимальный физический контакт с ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо носить малыша на руках или в «кенгуру»; совместный сон; полноценное грудное вскармливание; рассказывать о достижениях ребенка родным и близким; поощрять в присутствии посторонних людей. Игры и сказки: книга Маргарет Уайз Браун «Как зайчонок убегал».

Публикации по теме:

Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста «Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста» Ляпина Олеся Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад №28»ст.

Возможности песочной терапии для детей Игра с песком – это самое древнее занятие человека. Ведь для того, что бы делать рисунки на скалах, нужны были подручные средства и определенные.

Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности Возрастная группа Формы работы Содержание работы Младшая группа 1. Беседа. 2. Составление рассказа по картине. 3. Дидактические игры.

Современный взгляд на возможности детей с Тмнр и их способность к образованию ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» Тема: Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию..

Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР Коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна.

Возможности пластилинографии для развития детей дошкольного возрастаВозможности пластилинографии для развития детей дошкольного возраста Это хобби? кому как. Для меня слепить из пластилина можно все и к любому занятию) Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское.

Возможности использования «Коврографа Ларчик» в интеллектуальном развитии детей шестого года жизни .

Презентация опыта работы «Возможности мультимедийных технологий в процессе повышения качества образования дошкольников» Уважаемые коллеги! Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного.

Возможности развития сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста Возможности развития сенсорной сферы детей младшего дошкольного возрастаОснова умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть формирование.

Особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Экспериментальная деятельность – поддерживаем инициативу и творчество, формируем познавательные интересы у детей дошкольного возраста Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 14:44
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Ткачева Юлия (УИ 1848132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД