МААМ-картинки

Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию

Татьяна Черненкова
Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию

ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1»

Тема: Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию.

Выполнила

учитель-дефектолог

Черненкова Т. Х.

В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Дети данной группы в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений, (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, главным из которых, являются интеллектуальные нарушения различной степени выраженности. Это определяет невозможность освоения ими академических (школьных) знаний, а также создает значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Ранее эти дети оказывались вне системы образования и в большинстве своём направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где помощь сводилась к содержанию и уходу. Приученные в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке, лица с ТМНР обнаруживали полную не способность к независимой жизни в социуме. Таким образом, ошибочное понимание «обучаемости» как способности ребёнка осваивать академические (школьные) знания, на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно этой категории детей и нанесло невосполнимый социальный, нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей с ТМНР и их семьям.

Публикация «Современный взгляд на возможности детей с Тмнр и их способность к образованию» размещена в разделах

Сегодня, благодаря изменениям государственной политики России в сфере образования, дети с ТМНР получили право на обучение и воспитание в системе образования, а также на коррекционно-развивающую помощь в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. В представлениях современного педагога ребёнок с ТМНР - это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости (в определённых областях жизнедеятельности и на определённом уровне, включаться в социум (с разной степенью участия).

Цель обучения и воспитания детей с ТМНР – подготовить их к максимально возможной самостоятельной жизни, научить их по возможности обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.

Группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. В неё включены лица с тяжёлой или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Основной сложностью в образовании является поиск и подбор соответствующих методик работы, которые позволяли бы не только обучать ребёнка, но прежде всего, корректировали его психофизические особенности и помогали решать ряд проблем, возникающих при совместной с педагогом деятельности.

Независимо от тяжести нарушений ребенок должен принимать участие в групповых занятиях. Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Важным моментом является также и создание среды для свободного взаимодействия детей друг с другом. Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации и социальной интеграции.

Своеобразие интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим ребенком. Им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к коммуникативной деятельности, интеллекту и технике безопасности.

Круг профессий, которыми могут овладеть, очень ограничен. Ограничено количество профессиональных образовательных организаций, обучающих студентов с нарушением интеллекта.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей. Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.

Публикации по теме:

Тренинг «Тренируем способность влиять и убеждать» Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков. Задачи: отработать навыки убеждения отработать умение найти аргументы.

Классный час для детей с Тмнр «Россия, устремленная в будущее» Тема: «Россия – устремленная в будущее» Автор: Васютина Наталья Николаевна 2017/2018 учебный год Категория участников: 1-2 класс комплект.

Конспект адаптационно-развивающего занятия «Поиграем с собачкой» с детьми с Тмнр Конспект адаптационно - развивающего занятия. «Поиграем с собачкой» Задачи: Дидактическая: - Стимулировать речевое развитие, формировать.

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Пришла весна» для детей с Тмнр Цель: развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Задачи: образовательная: уточнить.

Конспект развлечения «Апельсиновый день» для детей с Тмнр Конспект развлечения на тему: «Апельсиновый день». в классах с ТМНР Составители: учитель Иванова М. Н. п. Кугеси Цель.

Образец заключения по результатам обследования ребенка с Тмнр для предоставления на ПМПК ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам обследования воспитанника МДОУ Шекснинского района Вологодской области Александра, 06.03.2012г. р. Обследование.

Развиваем способность аргументировать свою точку зрения Развиваем способность аргументировать свою точку зрения Что было бы, если бы. К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка).

Формирование моторных навыков учащихся с Тмнр в процессе предметно-практической деятельности Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно – практической деятельности Зайцева Ольга Николаевна учитель-дефектолог.

Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью. учитель-дефектолог: О. Н. Зайцева «Учитель может.

Урок по ИЗО деятельности в 1 классе с детьми с глубокой умственной отсталостью (Тмнр) Тема урока: «В преддверии Нового года» Цель урока: расширять представления детей об изобразительных возможностях. Закреплять знание детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 14:11
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД