Папки-передвижки

Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью

Зайцева Ольга
Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью

Взгляд на разрешение проблемы вопроса

о возможности построить урок, содействующий здоровью.

учитель-дефектолог: О. Н. Зайцева

«Учитель может сделать для здоровья школьников

гораздо больше, чем врач»

Н. К. Смирнов

Специальное образование приобщает детей с ограниченными возможностями здоровья к многообразным нормам и ценностям, выработанным в процессе исторического развития общества. Однако для детей с особыми образовательными потребностями эти нормы и ценности должны индивидуализироваться и конкретизироваться.

Публикация «Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью» размещена в разделах

Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитания и развития учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

Анализ программ и учебников для специальных (коррекционных) школ VIII вида показывает, что на основе материала можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья – биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый из названных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для учащихся уровне. Например, на уроках развития речи, чтения, целесообразно начинать разговор о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней. В среднем звене содержание учебного материала усложняется. На уроках чтения учитель показывает русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси. По письму включать упражнения на тему здоровья, режима дня, правильного питания, закаливания и т. д.

Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального состояния их организма, защищенного от нервного напряжения и переутомления, в большой степени зависят от правильной организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гигиенических и психогигиенических норм учебной деятельности.

Одним из условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики является грамотно построенный и проведенный урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т. к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления позволяют следующие требования к организации урока :

- каждый урок должен быть физиологичным, т. е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме. Если ребенок сидит без движения 40 минут подряд, то в организме происходит большое количество нарушений: застой в венозных сосудах, нарушение микроциркуляции, кровоснабжения и энергетики позвоночного столба и головного мозга.

- максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья» (так называемые физ. паузы, физ. минутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамические и релаксирующие паузы). При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После таких физпауз у детей улучшается функциональное состояние ЦНС.

- рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %.

- в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.

- в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, внимания и мышления, необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.

- обязательное требование к здоровьесберегающему уроку – соблюдение правил проветривания и температурного режима.

- решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса - нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно «ситуации успеха» и эмоциональные разрядки, т. к. результат любого труда зависит от настроения, от психологического климата.

- необходимо осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся с учетом их индивидуальных возможностей.

- каждый урок должен способствовать сохранению и укреплению здоровья и самого педагога. Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, а следовательно, может подорвать и здоровье учеников. Сохранение и укрепление здоровья находится в руках самих педагогов!

Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие:

- отсутствие усталости у учащихся и педагога;

- положительный эмоциональный настрой;

- удовлетворение от сделанной работы;

- желание продолжать работу.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

Таким образом, используя здоровьесберегающие технологии и требования организации урока, можно не только сохранить, но и укрепить здоровье учащихся.

Публикации по теме:

Актуальность вопроса о развитии мелкой моторики дошкольников Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами.

Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.

Консультация для родителей «Разрешение конфликтных ситуаций между детьми-дошкольниками» Процесс социализации, в который вступает малыш в дошкольном учреждении, невозможен без конфликтов с другими детьми. Нередко для их решения.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр Н. К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры.

Видео-урок «Хочу на море. Поэтапный урок рисования» Как нарисовать Море (поэтапный урок рисования № 3)Рисование сухой пастелью «Хочу на море» с детьми 5+ Много кто слышал слово - пастель,.

Видео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи»Видео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи» Живопись акварельными красками "Пальто для леса" с детьми 5 «С любовью к нежной, беззащитной перед человеческой деятельностью природой.

Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.

Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи» Как нарисовать сирень красками (поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован.

Видео-урок «Тортик для Лунтика. Поэтапный урок рисования» Как сделать Тортик для Лунтика (поэтапный урок эксперимент [ Эксперимент – «Тортик для Лунтика и его друзей» 3+Данный материал адресован.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взгляд на разрешение проблемы вопроса о возможности построить урок, содействующий здоровью
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 10:29
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД