Лучший педагог года

Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно-практической деятельности

Зайцева Ольга
Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно-практической деятельности

Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно – практической деятельности

Зайцева Ольга Николаевна

учитель-дефектолог

МКОУ «Коррекционная школа № 8»,

г. Арзамас, Нижегородская обл.

Особенности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) проявляются нарушениями эмоционально-волевой сферы, «полевым» поведением, расторможенностью и стереотипностью движений. Такие дети к началу обучения имеют очень узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден, наблюдаются значительные трудности и недостатки в развитии общей и мелкой моторики.

Публикация «Формирование моторных навыков учащихся с Тмнр в процессе предметно-практической деятельности» размещена в разделах

Задержка в развитии моторики затрудняет процесс овладения двигательным умениями и навыками, оказывает негативное влияние на процесс развития в целом (И. М. Бгажнокова, Н. П. Вайзман, В. Л. Лубовский и др.)

Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания»,через прикосновения и ощупывания сенсорно привлекательно объекта. Чем лучше сформирована мелкая моторика, тем больше представлений о предмете получает ребенок. Олигофренопедагогами и психологами доказано, что дети с умственной отсталостью испытывают выраженные затруднения в формировании "алгоритма движения" ввиду недостаточности кинетической основы произвольного действия (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, В. М. Мозговой, В. Г. Петрова и др.).

Такие действия как застегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование ботинка дети с ТМНР не выполняют или выполняют в более медленном темпе, чем их сверстники с нормой развития. Обуславливается это некоординированностью движений, нарушением ритма и скорости. Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук - это движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение в коррекции дефектов умственно отсталого ребенка. Поэтому для развития мелкой и общей моторики мной на занятиях большое внимание уделяю предметно – практической деятельности (работе).

Известно, что предметно – практическая деятельность является одной из ведущих областей в коррекционной работе с особыми детьми. Она играет важную роль в развитии ребенка, так как ориентирова на свойства и качества предметов, служит основой в формирования и развития таких более сложных видов деятельности, как самообслуживание, конструирование, рисование, лепка. Также предметная деятельность первичная по отношению к развитию многих психических процессов, так как в процессе её освоения происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются мышление, речь, эмоционально – волевая сфера.

Первая задача, которую необходимо решать на любых занятиях с детьми с ТМНР – установление положительного эмоционального контакта с ребенком. На основе контакта строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе всей совместной деятельности, в рамках любого общения ребенка с окружающими людьми в процессе важных жизненных ситуаций: прием пищи, одевание, умывание, игра, и т. д.

По моему мнению, одной из эффективных форм развития моторики у детей с ТМНР является занятия предметно- практической деятельностью с применением традиционных и нетрадиционных материалов и упражнений:

– всевозможные шнуровки;

– различные застежки, крышки, липучки, заколки, резинки;

– игрушки вкладыши, логические кубы;

– игры с мозаикой, пазлы;

– игры с мелкими и крупными предметами (бусинами, пуговицами, камушками, зернами) пересыпания, перекладывание;

- игры с водой;

- работа с бумагой, картоном;

- игры и упражнения с кинетическим песком, глиной тестом, пластилином;

– игры с прищепками, «репейниками», магнитами.

Работу следует начать с выявления у детей зоны актуального развития. Результаты обследования показали, что дети не проявляют интереса и желания работать, не владеют техническими и моторными навыками и умениями. Поэтому было решено занятия с детьми проводить индивидуально, на начальных этапах в основном в форме «рука в руку». Далее дети стараются выполнять задания по показу с помощью учителя.

Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики - разминки для рук: сжимание в кулачки, удержание пальцев рук в определенной позе, растирания пальчиков. Пальчики могут «поскакать», «пошагать», «согнуться», «поиграть» с палочками, спичками, коробочками, зубной щеткой, ниткой, губкой, бусинкой. Также используются разученные комплексы упражнений.

В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, на занятиях используются разнообразные игровые моменты, связанные с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваются персонажи с разной интонации.

Вследствие этого, занятие представляет собой игру, которая состоит из трех частей:

• пальчиковые игры;

• отработка упражнений;

• дидактические игры.

Все три части занятия взаимосвязаны между собой одной темой.

Подводя итог, необходимо сказать, что систематическая и целенаправленная предметно – практическая деятельность с ребенком использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов дает положительные результаты:

- у детей наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для дальнейшей практической деятельности :

- детей начинают различать цвет, форму, величину предметов;

-занятия дисциплинируют детей, воспитывают усидчивость, внимательность, благотворно влияют на эмоциональный настрой.

Кроме того, занятия предметно – практической деятельностью с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки, зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• мышления;

формируются навыки контроля и самоконтроля, самообслуживания.

И самое главное, что на занятиях предметно – практической деятельностью с использованием нетрадиционных материалов дети закрепляют не только моторные навыки, но и получают незабываемые радостные переживания.

Список используемой литературы:

1. Бгажнокова И. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.

2. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : ФиС, 1991. - 283 с.

3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 312 с.

4. Бехтерев Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека [Текст] / Н. П. Бехтерев. - Л., 1971. - 423 с.

5. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : Аграф, 1997. -128 с.

6. Власова Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М. : Академия, 2002. - 207 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 5: Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1982. - 395 с.

8. Ю. В. Рузанова. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности : Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. :КАРО, 2009. – 160с. +16с. Цв. вкл.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами.

Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников в процессе театрализованной деятельности «Формирование социально-нравственных представлений у младших дошкольников процессе театрализованной деятельности»Подкопаева И. И., Ковалева.

Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов у детей младшего дошкольного возраста Формирование гигиенических навыков в процессе режимных моментов По какой программе бы не работали педагоги в группах раннего возраста,.

Формирование мотивационной сферы учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе Новые условия предъявляют новые требования к образованию, когда НЕ ЗНАНИЯ, а ПОНИМАНИЕ становится основной задачей воспитания и сознания.

Формирование волевой регуляции старших дошкольников в процессе игровой деятельности Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника. Сегодня физическое.

Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования у детей с нарушением зрения в процессе объёмного моделирования Актуальность Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки.

Формирование экологической культуры младших школьников с ОВЗ в процессе внеурочной деятельности Слайд 1. Для каждого человека понятие «Отечество» неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща,.

Конспект урока по предметно-практической деятельности «Путешествие в заповедник» Тема: «Путешествие в заповедник» Цель: формирование представления детей о заповеднике. Образовательные: расширить и углубить знания детей.

Конспект занятия по предметно-практической деятельности с детьми второй младшей группы «Собираем бусы» Конспект занятия по предметно-практической деятельности с детьми второй младшей группы Тема занятия: Собираем бусы Цель занятия: научить.

Урок по ИЗО деятельности в 1 классе с детьми с глубокой умственной отсталостью (Тмнр) Тема урока: «В преддверии Нового года» Цель урока: расширять представления детей об изобразительных возможностях. Закреплять знание детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование моторных навыков учащихся с ТМНР в процессе предметно-практической деятельности
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 10:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД