Наталья Купрова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
тема «Волшебница – Зима»
Задач
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи. Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами в единственном числе.
Согласование существительных с глаголами и числительными.
Согласование понятий с признаками и наоборот.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Волшебница-зима“» размещена в разделах
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Употребление предлогов в, на, по, с.
Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.
Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
1. Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.
2. Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память
2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.
3. Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия. Образовательная область «Речевое развитие».
Коррекционно-образовательная работа.
1. Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме «Зима. Зимние забавы».
2. Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию. 3. Воспитывать правильный умеренный темп речи.
4. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
5. Тренировать употреблять существительные в родительном падеже.
6. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.
7. Обучение составлению простых предложений по образцу.
8. Стимулирование проявления речевой активности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1. Учить детей доклеивать отдельные элементы.
2. Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.
«Физическое развитие».
1. Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью.
Здоровьесберегающие технологии : физ. минутка, релаксация.
Методические приёмы:
Словесные: вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово;
Игровые: упражнения, игры;
Наглядные: рассматривание картинок;
Практические: чтение стихотворения с имитацией движений.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Практические методы: дидактическая игра; пальчиковая игра; зрительная гимнастика; аппликация.
Наглядный метод: просмотр иллюстраций по теме «Зима».
Предварительная работа. Наблюдения, игры, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях. Разучивание стихотворений о зиме. Воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе. изучение лексической темы Зима. Зимние забавы», Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме, обучение зимним играм.
Словарь: зима, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;
морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;
метёт, дует, завывает, падает, кружится, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.
Материалы и оборудование: письмо от Зимушки, снежинка для коррекции зрения, снежинки с изображением в которых есть звук (С, (Ш, (З) и (К, карточки для игры «Найди пару», шарики Су – Джок, четыре коробки, лэпбук, снежки, обруч, мнемотаблица, клей, салфетки, ватные шарики.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Дети: доброе утро!
Логопед: сегодня доброе утро, а ещё какое?
Дети: сегодня зимнее утро.
Логопед: А вот какая должна быть настоящая зима, мы узнаем, поиграв в игру.
Далее логопед предлагает пройти к разложенным на полу вокруг обруча снежкам, назвать признаки зимы и кинуть в обруч снежок по сигналу.
Логопед: Давайте встанем по кругу и возьмем себе по снежку. А сейчас я буду говорить каждому из вас зимнее слово, а вы придумаете, какая бывает зима.
Логопед первый начинает игру и бросает снежок в обруч.
Мороз Значит зима какая? Морозная Снег Снежная Ветер Ветреная Холод Холодная Лёд Ледяная Вьюга Вьюжная Метель Метельная Пух Пуховая-Пушистая Стужа Студеная Сказка Сказочная Волшебство Волшебная.
Логопед: Правильно, молодцы.
Предлагает пройти а стульчики.
Сюрпризный момент – Стук в дверь.
Логопед приносит коробку с подарками от Зимушки - зимы.
- Ребята, посмотрите, Зимушка зима прислала нам подарки.
Отрывают коробку (1, в ней еще одна коробка, а на ней письмо от Зимушки зимы
Зима: Здравствуйте ребята. Я наблюдаю за вами в своё волшебное зеркало и рада, что вы знаете, какая я бываю. Особенно мне понравилось, что считаете меня сказочной и волшебной. Поэтому я приготовила для вас волшебный сюрприз. А чтобы получить его, вам нужно выполнить задания. Вы готовы?
И так первое задание:
Вот красавица снежинка
Поверни на ней картинка
И скорее не зевай,
Первую букву картинки называй
(На снежинках с обратной стороны картинки зимние: ель, дед мороз, снегурочка, и др. Дети берут картинку называют что нарисовано и определяют первую букву).
Логопед: Я думаю мы отлично справились с заданием и теперь можно открыть коробку (2). (открывают коробку внутри, на ней следующее письмо)
Зима: Вы и правда молодцы, справились, а вот вам второе задание: В моем зимнем лесу очень холодно, надо одеваться тепло, и не надо забывать одевать теплые носочки и варежки. Помогите разобрать носочки и варежки по парам.
Дети проходят к столам и выбирают пары и описывают чем они похожи)
Игра «Найди пару». (пять пар носочков и варежек)
Логопед: Как вы хорошо справились с заданием, теперь вы готовы отправиться на прогулку. Дети становятся в полукруг около мальберта.
Пальчиковая гимнастика с использованием мнемосхемы:
Мы во двор пришли гулять. Маршируют
Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному
Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами
С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол, то одной стороной, то другой
И снежками мы кидались Имитируем движения по тексту
Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.
Логопед: Все проснулись, потянулись! Посмотрите какая снежинка прилетела ко мне.
Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали,
- Со снежинкою играли.
Снежинка вправо полетела,
Глазки вправо посмотрели.
Вот снежинки полетела,
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
А снежинки вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
Логопед: Проходите на стульчики и посмотрим что в следующей коробки.
Дети проходят на стульчики и логопед открывает следующую коробку (3)
Зима: Дорогие мои ребята я очень расстроена, что до вашего города никак, не дойдет мой снег. Но я предлагаю исправить это. Украсьте ваш любимый Нефтекумск этими снежками.
Картина «Снежный город»
Логопед: Зима – красивая, чудесная пора.
Ребята, а что еще можно сказать о зиме на нашей картине?
Ответы детей: много снега, сугробы
Логопед: Каким бывает снег?
Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый).
Фонетическая ритмика
Логопед: А еще:
Зимой воет ветер У-У-У (руки вверх, ладони сложены)
Завывает вьюга О-О-О (руки перед собой, ладони сложены)
Дорожки заметает снегом С-С-С (руки развести в стороны)
И вся природа спит Ш-Ш-Ш (подуть на ладони)
Логопед: На улице холодно, и снег холодный. Пока мы украшали наш город, наши пальчики замерзли. Давайте их согреем.
Ох Мороз! Какой мороз!
Что ты щиплешь щёки, нос?
Руки я согрею,
Вот как я умею: Х – х – х - …
Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х – Х - Х)
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их вот такими яркими, теплыми шариками.
(самомассаж) Су-джок.
Шарик в руки мы возьмём
Наши руки разотрём
Растираем, растираем
Наши ручки согреваем.
Логопед: Молодцы. Пора продолжить поиск подарка. (Дети проходят на стульчики)
Открывают следующую коробку (4).
Зима: И вот ваше последнее задание мои дошкольники. Внимательно слушайте слова, как только услышите слово, которое не относится ко мне Зиме, хлопните в ладоши.
Игра на развитие слухового внимания
(Снег, лужи, сугроб, ромашка, Новый год, снежинки, ручьи, снеговик, Дед Мороз, вьюга, жара, Снегурочка)
Логопед: Вот и выполнили мы все задания Зимушки Зимы, и я думаю, смело можем открыть последнюю коробку (5). Открывают, а там -O-
Итог.