Приложение МААМ

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

Наталья Купрова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

тема «Волшебница – Зима»

Задач

Задачи:

Коррекционно – образовательные задачи. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи. Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами в единственном числе.

Согласование существительных с глаголами и числительными.

Согласование понятий с признаками и наоборот.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Волшебница-зима“» размещена в разделах

Употребление предлогов в, на, по, с.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики, творческого воображения, координации речи с движением, диалогической речи.

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».

1. Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игры, формировать у них коммуникативные умения и навыки.

2. Развитие в игре коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, подражательности, творческого воображения, активности, самостоятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие».

1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память

2. Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.

3. Учить детей анализировать образец. Находить сходства и различия. Образовательная область «Речевое развитие».

Коррекционно-образовательная работа.

1. Развивать пассивный словарь и активизировать в речи существительные, глаголы и прилагательные по теме «Зима. Зимние забавы».

2. Формировать ритмичность речи, модуляцию голоса, интонационную выразительность, дикцию. 3. Воспитывать правильный умеренный темп речи.

4. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

5. Тренировать употреблять существительные в родительном падеже.

6. Совершенствование умения употреблять в речи глаголы в инфинитиве.

7. Обучение составлению простых предложений по образцу.

8. Стимулирование проявления речевой активности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

1. Учить детей доклеивать отдельные элементы.

2. Формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

«Физическое развитие».

1. Развивать и совершенствовать двигательные умения, координацию движений с речью.

Здоровьесберегающие технологии : физ. минутка, релаксация.

Методические приёмы:

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, анализ, художественное слово;

Игровые: упражнения, игры;

Наглядные: рассматривание картинок;

Практические: чтение стихотворения с имитацией движений.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Практические методы: дидактическая игра; пальчиковая игра; зрительная гимнастика; аппликация.

Наглядный метод: просмотр иллюстраций по теме «Зима».

Предварительная работа. Наблюдения, игры, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях. Разучивание стихотворений о зиме. Воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе. изучение лексической темы Зима. Зимние забавы», Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме, обучение зимним играм.

Словарь: зима, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружится, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Материалы и оборудование: письмо от Зимушки, снежинка для коррекции зрения, снежинки с изображением в которых есть звук (С, (Ш, (З) и (К, карточки для игры «Найди пару», шарики Су – Джок, четыре коробки, лэпбук, снежки, обруч, мнемотаблица, клей, салфетки, ватные шарики.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Дети: доброе утро!

Логопед: сегодня доброе утро, а ещё какое?

Дети: сегодня зимнее утро.

Логопед: А вот какая должна быть настоящая зима, мы узнаем, поиграв в игру.

Далее логопед предлагает пройти к разложенным на полу вокруг обруча снежкам, назвать признаки зимы и кинуть в обруч снежок по сигналу.

Логопед: Давайте встанем по кругу и возьмем себе по снежку. А сейчас я буду говорить каждому из вас зимнее слово, а вы придумаете, какая бывает зима.

Логопед первый начинает игру и бросает снежок в обруч.

Мороз Значит зима какая? Морозная Снег Снежная Ветер Ветреная Холод Холодная Лёд Ледяная Вьюга Вьюжная Метель Метельная Пух Пуховая-Пушистая Стужа Студеная Сказка Сказочная Волшебство Волшебная.

Логопед: Правильно, молодцы.

Предлагает пройти а стульчики.

Сюрпризный момент – Стук в дверь.

Логопед приносит коробку с подарками от Зимушки - зимы.

- Ребята, посмотрите, Зимушка зима прислала нам подарки.

Отрывают коробку (1, в ней еще одна коробка, а на ней письмо от Зимушки зимы

Зима: Здравствуйте ребята. Я наблюдаю за вами в своё волшебное зеркало и рада, что вы знаете, какая я бываю. Особенно мне понравилось, что считаете меня сказочной и волшебной. Поэтому я приготовила для вас волшебный сюрприз. А чтобы получить его, вам нужно выполнить задания. Вы готовы?

И так первое задание:

Вот красавица снежинка

Поверни на ней картинка

И скорее не зевай,

Первую букву картинки называй

(На снежинках с обратной стороны картинки зимние: ель, дед мороз, снегурочка, и др. Дети берут картинку называют что нарисовано и определяют первую букву).

Логопед: Я думаю мы отлично справились с заданием и теперь можно открыть коробку (2). (открывают коробку внутри, на ней следующее письмо)

Зима: Вы и правда молодцы, справились, а вот вам второе задание: В моем зимнем лесу очень холодно, надо одеваться тепло, и не надо забывать одевать теплые носочки и варежки. Помогите разобрать носочки и варежки по парам.

Дети проходят к столам и выбирают пары и описывают чем они похожи)

Игра «Найди пару». (пять пар носочков и варежек)

Логопед: Как вы хорошо справились с заданием, теперь вы готовы отправиться на прогулку. Дети становятся в полукруг около мальберта.

Пальчиковая гимнастика с использованием мнемосхемы:

Мы во двор пришли гулять. Маршируют

Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному

Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол, то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались Имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.

Логопед: Все проснулись, потянулись! Посмотрите какая снежинка прилетела ко мне.

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали,

- Со снежинкою играли.

Снежинка вправо полетела,

Глазки вправо посмотрели.

Вот снежинки полетела,

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал.

А снежинки вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

Логопед: Проходите на стульчики и посмотрим что в следующей коробки.

Дети проходят на стульчики и логопед открывает следующую коробку (3)

Зима: Дорогие мои ребята я очень расстроена, что до вашего города никак, не дойдет мой снег. Но я предлагаю исправить это. Украсьте ваш любимый Нефтекумск этими снежками.

Картина «Снежный город»

Логопед: Зима – красивая, чудесная пора.

Ребята, а что еще можно сказать о зиме на нашей картине?

Ответы детей: много снега, сугробы

Логопед: Каким бывает снег?

Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый).

Фонетическая ритмика

Логопед: А еще:

Зимой воет ветер У-У-У (руки вверх, ладони сложены)

Завывает вьюга О-О-О (руки перед собой, ладони сложены)

Дорожки заметает снегом С-С-С (руки развести в стороны)

И вся природа спит Ш-Ш-Ш (подуть на ладони)

Логопед: На улице холодно, и снег холодный. Пока мы украшали наш город, наши пальчики замерзли. Давайте их согреем.

Ох Мороз! Какой мороз!

Что ты щиплешь щёки, нос?

Руки я согрею,

Вот как я умею: Х – х – х - …

Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х – Х - Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их вот такими яркими, теплыми шариками.

(самомассаж) Су-джок.

Шарик в руки мы возьмём

Наши руки разотрём

Растираем, растираем

Наши ручки согреваем.

Логопед: Молодцы. Пора продолжить поиск подарка. (Дети проходят на стульчики)

Открывают следующую коробку (4).

Зима: И вот ваше последнее задание мои дошкольники. Внимательно слушайте слова, как только услышите слово, которое не относится ко мне Зиме, хлопните в ладоши.

Игра на развитие слухового внимания

(Снег, лужи, сугроб, ромашка, Новый год, снежинки, ручьи, снеговик, Дед Мороз, вьюга, жара, Снегурочка)

Логопед: Вот и выполнили мы все задания Зимушки Зимы, и я думаю, смело можем открыть последнюю коробку (5). Открывают, а там -O-

Итог.

Публикации по теме:

«Составление описательного рассказа на тему «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Составление описательного рассказа на тему «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа на тему «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Цель: обучение составлению описательного.

«Зима. Зимние забавы». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Зима. Зимние забавы». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: Обогащение и активизация словаря детей по теме «Зима. Зимние забавы». Задачи: - Расширить знания детей о зиме и зимних развлечениях.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима» Тема: «Природа в музыке» Лексическая тема: «Зима» Цель: Создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
Опубликовано: 20 мая 2025 в 15:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Купрова (УИ 346766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных