Метод замещающего онтогенеза 

Людмила Подопригорина
Метод замещающего онтогенеза 

Создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития личности и объединения в единый коллектив здоровых детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – это цель, которая должна быть достигнута при реализации, образовательной модели «Инклюзивный детский сад».

Наиболее востребованными в инклюзивном детском саду являются личностно-ориентированные технологии, центрированные на личности ребёнка и позволяющие в равной мере удовлетворять потребности здоровых дошкольников и детей с нарушениями развития.

Базовым методом технологии нейропсихологической профилактики и коррекции является метод замещающего онтогенеза (МЗО) – автор профессор А. В. Семенович. Концептуальную основу метода составляют утверждения отечественных нейропсихологов о том, что дошкольный возраст играет ключевую роль для формирования единства в работе нервной системы, психических функций и различных систем организма. Формируется слаженный механизм «мозго-психо-тело».

МЗО – универсальный метод профилактики, коррекции и компенсации познавательного, речевого, коммуникативного развития, который представляет совокупность здоровьесберегающих, имитационно-игровых, коммуникативных технологий. Метод замещающего онтогенеза можно с успехом использовать для работы с нормативно развивающимися детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, одарёнными детьми.

Многие современные дети отличаются недостаточностью двигательных координаций, с трудом осваивают традиционные подвижные игры, испытывают трудности в овладении элементарными навыками (неловко держат ложку, не умеют застёгивать пуговицы и т. д.). Неразвитость двигательных координаций ведёт к задержке и искажению речевого развития, дети с трудом выражают свои мысли. По мере взросления нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность). Все эти нарушения имеют глубокие корни, начиная с внутриутробного и раннего развития и присущи как здоровым дошкольникам, так и детям с ограниченными возможностями здоровья. Универсальность технологии в том, что все программы можно использовать как профилактические и развивающие у нормотипичных детей или с целью коррекции и компенсации у воспитанников с ОВЗ.

С помощью чёткой последовательности упражнений, составляющих программу метода замещающего онтогенеза, можно «заместить», сконструировать заново последовательность отрезков развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» технология нейропсихологического сопровождения МЗО используется в соответствии с рекомендациями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог» под редакцией О. Л. Соболевой. Технология реализуется в базовой программе «В диалоге с мозгом», которая включает в себя 3 подпрограммы «Разминка», «Психомоторные координации», «Познавательные компетентности». В старшем дошкольном возрасте добавляются программы по углубленной профилактике и коррекции речевых нарушений. Структурированные занятия по этим программам проводятся 2 раза в неделю по подгруппам в центре психолого-педагогического сопровождения детского сада «Развиваться и дружить!» учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и педагогом дополнительного образования по сенсорному развитию. Игры для развития моторики, растяжки, познавательные игры, игры, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений, подвижные игры включаются в ежедневный ритм жизни воспитанников на утреннем инклюзивном круге, в режимные моменты.

Направления работы в рамках МЗО:

развитие сенсомоторных координаций (упражнения для развития дыхания, общей, мелкой, артикуляционной моторики, глазодвигательной координации, растяжки, гладилки, самомассаж, подвижные игры, игры с мячом);

развитие тактильно-кинестетических координаций (изучение схемы тела, развитие всех каналов восприятия, сенсорная интеграция, развитие когнитивных функций);

формирование познавательных компетентностей;

формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных потребностей;

У метода замещающего онтогенеза нет возрастных ограничений. Возрастные отличия связаны с постепенным усложнением игровых инструкций. Воспитатели включают упражнения в игровую, соревновательную, командную деятельность. Продуктом этой деятельности является рисунок, танец, выполнение игровой роли или игрового задания. Для каждого занятия разрабатываются ритуалы приветствия, прощания, выбора лучшего участника группы, что необходимо для развития произвольной саморегуляции, коммуникативных навыков, успешной адаптации ребёнка в социальной группе. Все упражнения вызывают у детей положительные эмоции, способствуют установке невербальных и вербальных контактов, помогают детям узнавать друг друга.

Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения МЗО способствует решению задач реализации инновационной модели «Инклюзивный сад».

Публикации по теме:

Деятельностный метод обучения Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась.

Интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг Уважаемые педагоги, сегодня я хочу вас познакомить с интерактивным методом, который вы можете применять в работе с детьми. Как вы думаете.

Использование метода «Замещающего онтогенеза» для эффективной коррекции умственного развития детей с ОВЗ 2сл. В последнее десятилетие идет увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья с такими диагнозами как: - дети с ЗПР, с ОНР,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод замещающего онтогенеза 
Опубликовано: 15 марта 2019 в 14:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий спортивного праздника посвященного Дню защитника Отечества совместно с...
Цель: Воспитание патриотического отношения к Родине, к армии. Развитие спортивного духа. Прививать здоровый образ жизни. Задачи: Социально коммуникативное...
Консультация для родителей «Безопасность на дорогах»
Начиная с 2-х летнего возраста нам взрослым необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на...
Конспект НОД по лепке в подготовительной к школе группе «Микробы вокруг нас»
Программное содержание: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях ( микробах и вирусах. Привлечь личный опыт детей....
Социальный проект «Покормите птиц зимой» (для детей подготовительной группы)
Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Образовательные: Формировать...
Девушка незабудка
Украшение двери всегда было особое отношение. Ведь дети и их родители приходя в детский, сначала видят именно дверь. Поэтому важное значение ей придавали и...