Лучший педагог года

Метод замещающего онтогенеза 

Людмила Подопригорина
Метод замещающего онтогенеза 

Создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития личности и объединения в единый коллектив здоровых детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – это цель, которая должна быть достигнута при реализации, образовательной модели «Инклюзивный детский сад».

Наиболее востребованными в инклюзивном детском саду являются личностно-ориентированные технологии, центрированные на личности ребёнка и позволяющие в равной мере удовлетворять потребности здоровых дошкольников и детей с нарушениями развития.

Публикация «Метод замещающего онтогенеза » размещена в разделах

Базовым методом технологии нейропсихологической профилактики и коррекции является метод замещающего онтогенеза (МЗО) – автор профессор А. В. Семенович. Концептуальную основу метода составляют утверждения отечественных нейропсихологов о том, что дошкольный возраст играет ключевую роль для формирования единства в работе нервной системы, психических функций и различных систем организма. Формируется слаженный механизм «мозго-психо-тело».

МЗО – универсальный метод профилактики, коррекции и компенсации познавательного, речевого, коммуникативного развития, который представляет совокупность здоровьесберегающих, имитационно-игровых, коммуникативных технологий. Метод замещающего онтогенеза можно с успехом использовать для работы с нормативно развивающимися детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, одарёнными детьми.

Многие современные дети отличаются недостаточностью двигательных координаций, с трудом осваивают традиционные подвижные игры, испытывают трудности в овладении элементарными навыками (неловко держат ложку, не умеют застёгивать пуговицы и т. д.). Неразвитость двигательных координаций ведёт к задержке и искажению речевого развития, дети с трудом выражают свои мысли. По мере взросления нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность). Все эти нарушения имеют глубокие корни, начиная с внутриутробного и раннего развития и присущи как здоровым дошкольникам, так и детям с ограниченными возможностями здоровья. Универсальность технологии в том, что все программы можно использовать как профилактические и развивающие у нормотипичных детей или с целью коррекции и компенсации у воспитанников с ОВЗ.

С помощью чёткой последовательности упражнений, составляющих программу метода замещающего онтогенеза, можно «заместить», сконструировать заново последовательность отрезков развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам.

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» технология нейропсихологического сопровождения МЗО используется в соответствии с рекомендациями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог» под редакцией О. Л. Соболевой. Технология реализуется в базовой программе «В диалоге с мозгом», которая включает в себя 3 подпрограммы «Разминка», «Психомоторные координации», «Познавательные компетентности». В старшем дошкольном возрасте добавляются программы по углубленной профилактике и коррекции речевых нарушений. Структурированные занятия по этим программам проводятся 2 раза в неделю по подгруппам в центре психолого-педагогического сопровождения детского сада «Развиваться и дружить!» учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и педагогом дополнительного образования по сенсорному развитию. Игры для развития моторики, растяжки, познавательные игры, игры, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений, подвижные игры включаются в ежедневный ритм жизни воспитанников на утреннем инклюзивном круге, в режимные моменты.

Направления работы в рамках МЗО:

развитие сенсомоторных координаций (упражнения для развития дыхания, общей, мелкой, артикуляционной моторики, глазодвигательной координации, растяжки, гладилки, самомассаж, подвижные игры, игры с мячом);

развитие тактильно-кинестетических координаций (изучение схемы тела, развитие всех каналов восприятия, сенсорная интеграция, развитие когнитивных функций);

формирование познавательных компетентностей;

формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных потребностей;

У метода замещающего онтогенеза нет возрастных ограничений. Возрастные отличия связаны с постепенным усложнением игровых инструкций. Воспитатели включают упражнения в игровую, соревновательную, командную деятельность. Продуктом этой деятельности является рисунок, танец, выполнение игровой роли или игрового задания. Для каждого занятия разрабатываются ритуалы приветствия, прощания, выбора лучшего участника группы, что необходимо для развития произвольной саморегуляции, коммуникативных навыков, успешной адаптации ребёнка в социальной группе. Все упражнения вызывают у детей положительные эмоции, способствуют установке невербальных и вербальных контактов, помогают детям узнавать друг друга.

Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения МЗО способствует решению задач реализации инновационной модели «Инклюзивный сад».

Публикации по теме:

Деятельностный метод обучения Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась.

Интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг Уважаемые педагоги, сегодня я хочу вас познакомить с интерактивным методом, который вы можете применять в работе с детьми. Как вы думаете.

Использование метода «Замещающего онтогенеза» для эффективной коррекции умственного развития детей с ОВЗ 2сл. В последнее десятилетие идет увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья с такими диагнозами как: - дети с ЗПР, с ОНР,.

Консультация «Синквейн как метод обучения» Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем.

Презентация «Мастер-класс «Метод торцевания»Презентация «Мастер-класс «Метод торцевания» Где еще можно поделиться опытом, узнать самой что-то новое, повстречаться с единомышленниками в дошкольном воспитании, повстречаться просто.

Метод обучения Монтессори Метод обучения Монтессори, разработанный Марией Монтессори, представляет собой ориентированный на ребенка образовательный подход, основанный.

Метод проектов как интерактивный метод современного обучения Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является.

Консультация «Метод трех вопросов»Консультация «Метод трех вопросов» С целью выявления начальных знаний детей по теме недели и просвещения родителей, мною используется метод трех вопросов, который состоит.

Презентация «Метод морфологического анализа» Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность.

Консультация «Вертикальный метод рисования» Данная информация будет полезна как воспитателям,так и дефектологам,логопедам и психологам. Рисование для малышей от 1 года до 3 лет — это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Метод замещающего онтогенеза 
Опубликовано: 15 марта 2019 в 14:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД