Папки-передвижки

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ

Юлия Репкина
Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ

Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (группа кратковременного пребывания, лекотека, центр игровой поддержки ребенка, группа «Особый ребенок», служба ранней помощи и др., если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Публикация «Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения (целевым ориентирам) основным образовательным программам дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

При реализации образовательных программ дошкольного образования образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и использования соответствующих образовательных технологий.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и учитывающей особенности психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой разработанной с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы группы без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7-8 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

В группах комбинированной направленности, в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка, служба ранней помощи и др., реализуется инклюзивное образование.

Дошкольные образовательные организации, имеющие в своем составе

• только группы общеразвивающей направленности называются ДОО общеразвивающего вида;

• группы общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности в разных сочетаниях называются ДОО комбинированного вида.

• только группы компенсирующей направленности называются ДОО компенсирующего вида.

Режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (11-12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10,5 часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования только в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

Родители (законные представители) воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, осуществляется в группах компенсирующей и комбинированной направленности, с учетом заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии по созданию специальных образовательных условий.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, в группах компенсирующей направленности определяются адаптированной основной образовательной программой.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, в части выполнения рекомендаций, изложенных в разделе «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации».

В дошкольных образовательных организациях компенсирующего и комбинированного видов, в группах компенсирующей и комбинированной направленности получение образования детьми с ОВЗ должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности, в лекотеке, в службе ранней помощи для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

• для детей с тяжелыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи или с заиканием) - 6 и 10 детей;

• для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

• для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

• для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

• для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

• для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

• для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

• для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

• для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

• для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей, в том числе в группе «Особый ребенок»;

• для детей с расстройствами аутистического спектра только в возрасте старше 3 лет - 5 детей, в том числе в группе «Особый ребенок»;

• для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп, в том числе в группе «Особый ребенок»;

• для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности, в центре игровой поддержки ребенка, в службе ранней помощи:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

• не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ (глухих, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, со сложным дефектом);

• не более 15 детей, в том числе не более 4 детей с ОВЗ (слабовидящих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, с умственной отсталостью легкой степени);

• не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития;

• не более 20 детей, в том числе не более 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организация создает специальные образовательные условия, с учетом особых образовательных потребностей, обусловленных индивидуальными психофизическими особенностями детей с ОВЗ.

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования в группах компенсирующей направленности в штатное расписание Организации вводятся специалисты сопровождения (учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, учитель-логопед, специальный психолог, педагог-психолог, тьютор) на каждую группу:

• детей с нарушениями слуха - не менее одной штатной единицы сурдопедагога,

• детей с нарушениями зрения - не менее одной штатной единицы тифлопедагога,

• детей с нарушениями речи - не менее одной штатной единицы учителя-логопеда,

• детей с расстройствами аутистического спектра - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, и не менее 0,5 штатной единицыспециального психолога или педагога-психолога,

• детей с задержкой психического развития - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога,

• детей с нарушениями интеллекта - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога и не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда.

• детей со сложным дефектом, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич) (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - не менее одной штатной единицы олигофренопедагога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, и не менее 0,5 штатной единицыспециального психолога или педагога-психолога;

При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ в штатное расписание Организации вводятся по одной штатной единице специального психолога или педагога-психолога из расчета на каждые 25 детей с ограниченными возможностями здоровья; тьютора на каждые 1- 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации образовательной деятельности в группах комбинированной направленности в штатное расписание Организации вводятся штатные единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, учителя-логопеда из расчета нагрузки специалиста на одного ребенка с ОВЗ.

При организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе дошкольного образования ребенка с ОВЗ в штатное расписание Организации вводятся по одной штатной единице специального психолога или педагога-психолога из расчета на каждые 25 детей с ограниченными возможностями здоровья; тьютора на каждые 1- 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг»Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг» 26 – 27 марта в Областном центре дополнительного образования детей имени Ю. А. Гагарина в городе Калуге, проходил областной конкурс художественного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Мероприятие для педагогов и воспитателей образовательных организаций по профилактике ДДТТ Цель мероприятия: повышение профессиональных знаний педагогов в области проведения информационно-просветительских мероприятий по профилактике.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся.

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский. Основной задачей дошкольной образовательной.

Участие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организацийУчастие в районных соревнованиях по плаванию «Юный спасатель», среди дошкольных образовательных организаций Команда ГБОУ Школа 1420 к. 10 02 февраля 2019г. смогла принять участие в районных соревнованиях по плаванию"Юный спасатель" среди дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ
Опубликовано: 21 сентября 2022 в 14:35
+138Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 51.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД