Светлана Губренко (Андреева)
Мелкая моторика как способ стимуляции речевого развития детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика как способ стимуляции речевого развития детей дошкольного возраста.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики, или как ее называют, тонкой моторики, положительно влияет на развитие, становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, способствует развитию интеллектуальной и творческой деятельности.
Публикация «Мелкая моторика как способ стимуляции речевого развития детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Существует много методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Но самый надежный способ - это детская рука.
Упражнения, приведенные в этой статье, принесут огромную пользу не только детям с проблемами речевого развития, но и тем детям, которые нуждаются в профилактики нервности, проявления агррессивности. Предложенные упражнения помогают детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
Играем с прищепками.
Ребенку предлагается прицепить самостоятельно прищепки, например, к кругу - сделать "цветочек" или "солнышко", к треугольнику - сделать "елочку", ушки - зайчику, крылышки - бабочке.
В ходе такого задания у ребенка развивается мелкая моторика, цветовосприятие,навыки счета.
Задание рекомендую выполнять обеими руками, как правой, так и левой.
Игры с пазлами.
Во время игры совершенствуется мелкая моторика рук ребенка, что поможет ему не только овладеть письмом, но и благотворно отразится на развитии его речи и интеллектуальных способностей. Также игры с пазлами развивают произвольное внимание, самостоятельность.
Пальчиковые шаги
Предварительная работа: пальчиковая гимнастика "Пять пальцев на руке твоей":
Пять пальцев на руке твоей, назвать по имени сумей:
Первый палец - боковой. называется БОЛЬШОЙ;
Палец второй - указчик старательный, не даром называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ;
Третий твой палец, как раз,посредине поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя;
Четвёртый твой палец зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, неповоротливый он и упрямый;
Совсем, как в семье, братец младший любимец, по счёту он пятый, зовётся МИЗИНЕЦ.
После повторения названий пальцев детям предлагаются такие задания:
- каждым пальчиком правой руки "проползти" по дорожке: большим, указательным, средним, безымянным, мизинчиком.
Затем эти же задания ребенок выполняет левой рукой.
Дальше задания усложняются тем, что ребенку нужно "проскакать" пальчиками правой руки по кружочкам.
Задание выполняется только двумя пальчиками по очереди: большой и указательный, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Играем со счетными палочками
Детям предлагается выложить предмет по образцу. В ходе игры развивается не только мелкая моторика, но и пространственное воображение, совершенствуется цветовосприятие, ребенок закрепляет умение считать в пределах 10.
Игра "Соберем бусы"
Ребенку предлагаю заполнить карточку геометрическими формами в определенной цветовой последовательности. Ему можно предложить сосчитать, сколько всего квадратиков? кружков? Сколько синих? Сколько зеленых? и т. д.
Таким образом в ходе игры развивается внимание, цветовосприятие, знания о геометрических формах, счет предметов.
Пальчиковая гимнастика
Игры с липучками
Например, на настенное панно "Времена года" прикрепляем бабочек, птичек, цветочки, лучики солнца.
Работа на панно "Времена года" позволяет закреплять знания детей о временах года, позволяет быстрее заполнить их характерные признаки.
Игры с петельками
Например, задание: повесь листочки на дерево.
Игра развивает умение работать с петельками, что положительно влияет на навыки самообслуживания (умение самостоятельно застегивать пуговицы).
"Тянем - потянем" игры со шнуровкой
Это один из самых эффективных способов развития мелкой моторики. При выполнении узоров обращаем внимание ребенка на количество линий в рисунке, на размер линий (длинная, короткая, самая короткая, на их направление.
Игры со шнуровкой развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование (способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"). Формируются навыки шнурования.
В игре ребенок имитирует движения при шитье. Продевая шнурок через отверстия, малыш делает стежки, котрые можно располагать параллельно друг другу, зигзагом, крест накрест или в произвольном порядке.
Выкладывание мелких деталей по контуру изображения ("Игры с фасолью")
Например, при изучении лексической темы "Транспорт" детям предлагалось выложить по контуру изображение автомобиля. Игра развивает внимание, усидчивость, трудолюбие.
Аппликация с элементами лепки.
Например, "Веточка рябины"
В ходе занятия закрепляются названия деревьев.
Затем дети вырезают по контуру листья рябины и лепят "ягодки" из пластилина.
"Разноцветный коврик"
Данное пособие позволяет зареплять знания детей о цвете, развивает умение плести в определенной последовательности.
"Перебиралки"
Цель: сортировка круп