Марина Андросова
Мелкая моторика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Данная проблема не обошла и мою группу детей, в которой я работаю. Для решения той проблемы я решила использовать развитие мелкой моторики.
Публикация «Мелкая моторика как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств в работе с детьми.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими как: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; игры с нестандартным материалом,
массаж кистей и пальцев; лепка, игры с сыпучими материалами
игры с бумагой, ватой.
Систему работы можно представить в циклограмме:
•групповая и индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность;
•образовательная деятельность в режимных моментах;
•самостоятельная деятельность.
В своей работе по развитию мелкой моторики отдаю предпочтение предметам из дерева (пазлы, пирамидки, головоломки, шнуровки и т. д.). В магазинах представлен довольно таки большой выбор.
О пользе деревянных игрушек:
1. Бесспорно, что деревянные игрушки являются экологически чистыми и безопасными. Во всем мире это общепринятый факт (кстати, деревянные игрушки в Европе очень дорогие).
2. Играя в деревянные игрушки малыши «подзаряжаются» энергией и теплом дерева. Всем нам известно, что знахари советуют слабому, больному человеку пойти в лес и «подержаться» там за дерево, которое даст ему силу и спокойствие.
3. Игрушки из дерева теплые и гладкие, они очень приятны на ощупь. Они замечательно развивают мелкую моторику рук. Учеными доказана прямая связь коры головного мозга с моторикой рук. Развивая моторику рук, малыш развивает и свое мышление.
4. Деревянная игрушка дает ребенку простор для творчества, и фантазии. Стимулирует его активные действия, подталкивает его исследовать.
5. Деревянные игрушки – это история наших предков, нашего народа. Именно такие игрушки не позволят исчезнуть нашим традициям и приобщают маленького человека к культуре.
6. Деревянные игрушки живут дольше, чем игрушки, изготовленные из других материалов, ведь они более стойкие к ударам и сломать их намного труднее.
7. Деревянные игрушки можно мыть в простом мыльном растворе. После мытья вытереть игрушку насухо.
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша.
Проработав год по данной теме я осознала, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей. Провожу с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии мелкой моторики. Также планирую провести родительские собрания по ознакомлению с различными способами развития мелкой моторики.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты в начале года и в конце года, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Диагностика образовательной области «Коммуникация» в конце года показала положительную динамику. Увеличилось количество детей с высоким уровнем, сократилось количество с низким уровнем развития речи.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;
-пополнить копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей.